?

Log in

No account? Create an account

Муралы Лиона: вернуть искусство людям...


Мурал в Квебеке

Что такое  искусство муралов? Где его истоки? Почему оно существует и какова его конечная цель? Это серьезные вопросы в мире, где социальный конформизм продолжает быть  постоянной угрозой для личного и коллективного художественного выражения.

Сайт CITECREATION
Первоисточник: часть 1, часть 2, часть 3


Фотография отсюда

 Gilbert Coudène,  основатель и директор CitéCréation, крупнейшего  художественного объединения, всемирного лидера муральной живописи,  в своем интервью пытается дать ответы на эти вопросы.

Общепризнано, что CitéCréation прилагает огромные усилия, чтобы вернуть серьезное искусство обычным людям -  это цель и основная причина существования объединения. Ассоциация стремится отобразить реальность простыми   средствами, не прибегая  к элитарным методам. Искусство в творчестве CitéCréation это  фиксация реальной жизни и культуры  и попытка оставить след своего существования в будущем.


Фреска "Sarras by night"

Офис  их студии, пока вполне анонимный и до крайности нуждающийся в новом слое фасадной краски, расположен  в красивом городском парке, наполненном  весенним  солнцем и цветами в Oullins, небольшом городке недалеко от Лиона.

Гилберт  очень приветливый и намеренно эксцентричный человек,  его красочные одежды, его грива вьющихся седых волос и его ультрамодные очки в ярко-синей оправе дают понять , что этот огромный характер не боится выразить себя.


Фреска "Библиотека" ночью

"Я был студентом изобразительных искусств в 1970-х годах. И я был недоволен и разочарован  постоянно возрастающими ограничениями настолько, что перестал верить в реальность   мира искусства.  Я ненавидел  диктат  ориентированных только на выгоду и деньги  американского минимализма и концептуальных движений. Это была душная и слишком политкорректная атмосфера. Западное искусство мне казалось жертвой неизбежного исторического упадка. Так что я сдался, бросил учебу и покинул университет ".


Сад ресторана Поля Боклюза

Было ли решение покинуть университет восстанием против  системы?
"Нет, не совсем. Но пароксизм минималистского искусства, совпавший с моими студенческими годами, породил почти невероятное изречение "Если вы хотите рисовать, не рисуйте". Все движение было просто своего рода декадентским   интеллектуализмом, впроть до точки, где вы не могли что-либо в мире искусства сделать не потакая вкусам арбитров из больших парижских галерей. И так происходило во всем мире. Так что я, вместе с другими, просто решил хлопнуть дверью. Это не было конфронтацией или "восстанием" ради восстания. Нет, мы полностью признали право на существование минимализма, но мы хотели его дополнить. Идея была в том, чтобы возродить параллельно и альтернативно более человечное и человеческое искусство. Мы хотели, чтобы живопись стала социальной активностью  на основе человеческого опыта. В рамках минимализма такое было невозможно, так что  мы решили сделать это для себя ".


Фреска "Лион Санте"

Так мы и пришли к созданию CitéCréation в 1978 году, вместе с несколькими другими единомышленниками-художниками.

"Мы знали, что многие художники боялись предлагать работы  большим галереям, потому что их  идеи  и работы могли с большей вероятностью порнавиться  простым парижанам, нежели серьезным критикам. Поэтому мы просто решили превратить улицы Франции в крупнейшие из существующих арт-галерей. Мы дали искусству возможность случиться в реальности,  используя жизнь  обычных людей и их стремление сделать свою жизнь значимой и заметной.

Одной из наших первых научно-исследовательских поездок  была  Мексика, признанная столица муралов, благодаря Диего Ривере. Мексиканское отношение к муралам можно характеризовать одним словом, которое я слышал там постоянно. Это слово было «Аса», что означает «здесь и сейчас».
Мы тоже хотели искусства, непосредственно фиксирующего человеческую жизнь. Мы вернулись в Лион и осуществили эту теорию на практике ".


Фреска "Для людей", Квебек

По вопросу легитимности муралов, Гилберт категоричен и оригинален в своем ответе,  который должен быть   камнем в огород придирчивого художественного истеблишмента.
"Сначала некоторые люди спрашивали «Да, но разве это настоящее искусство? Это ведь даже не постоянно? »Я ответил, что это и не должно  быть постоянным. Я до сих пор так считаю. Если люди захотят завтра сбить или стереть  наши работы, то пусть так и  произойдет. Меня это действительно не волнует. У муралов нет неотъемлемого права на существование. Почему  любой вид искусства должен существовать вечно? Искусство должно продолжаться до тех пор, пока люди хотят его, и оно не имеет ничего общего с деньгами или музейным хранением".



Фреска "Cabanes", Ангулем

"Это может удивить вас, но то, что мы делаем, является старейшей существующей формой искусства Мы представители древнейшей профессии в мире. "
О верно. Пещерная живопись?
"Правильно. Пещерная живопись. Она существовала всегда, и она присутствует во всех цивилизациях, от Европы до Африки,   на Ближнем и, Дальнем Востоке, в обоих Америках, причем еще задолго до инков. Мы продолжаем эту традицию. И люди все равно спрашивают, является ли настоящим искусством то, что мы делаем?! "
.

Фреска "Ренессанс"

Одна из первых крупных фресок находится в  в Oullins, менее чем в миле от офиса CitéCréation .Она была завершена в 1982 году и имеет  очень внушительную площадь 250m². Туристы со всего мира каждый год тысячами стекаются, чтобы увидеть ее . Разломанный и ржавый трамвайный вагон на фреске не нарисован; это настоящая кабина поезда, размещенная у подножия картины. Такова почти дьявольская способность этих художников смешивать реальное с виртуальным.

"О, да, это был замечательный проект, который символизирует все, чем мы являемся.  Роды, изображенные здесь представляют двойной парадокс рождения и возрождения, боли и творчества. Город Oullins переживает боль от потери своей крупной  промышленности,производства поездов, бывшей основным  источником занятости населения. Заводы закрылись и Oullins пришлось заново изобрести себя. Роды символизируют резкие и болезненные изменения. Разорванный вагон и трудящихся Oullins нарисованные на стене позади него, мать, ее тело, боль, изменения и надежда на будущее... Oullins меняется, его структура и экономика тоже,  в конце концов, здесь нарисовано будущее, возрождение города ... "

Разве картину не называли неприличной или нецелесообразной? Вас не обвиняли в плохом вкусе в 1982 году? А сейчас слишком правильные граждане и организации разве не  возражают против проекта?
"О, конечно, все это было! Но не забывайте, что более тысячи местных жителей были вовлечены во все  различные аспекты реализации проекта. Ничто и никто не мог бы остановить его. Люди Oullins хотели этот мурал -  на это мы и рассчитывали.


Фреска в Биарицце

"Хорошо, Гилберт,  это прошлое, а что в настоящем? Во что  CitéCréation превратилась сегодня? Как развивалась ваша философия? Откуда берутся деньги? Сколько людей участвуют? Существует ли CitéCréation в других странах? Что в будущем?"

"Стены, которые мы расписываем, являются кожей людей, живущих в них.
Когда им  хорошо в этой коже, они не чувствуют необходимости причинять вред себе.
Они гордятся своими стенами, и они знают, что их стены должны защитить их ".
"Это, как мы видим себя сегодня. Другими словами, основная идея не изменилась с самого начала, и мы выражаем ее  сегодня более или менее тем же способом"

"Мы существуем чтобы помочь людям  перевести идентичность мест и культур в визуальное впечатление от них. Мы помогаем людям вспомнить, кто они, и гордиться своей родиной, ее прошлым и настоящим.
Мы пишем картины, но ничего не делается без консультации с людьми, например, мы спрашиваем жильцов многоквартирного комплекса что они хотят видеть на своих стенах. Это не просто делать то, что нравится мэрии. Все учреждения   временны , но люди постоянны. Люди усиливают дух места,  и мы пытаемся отобразить это".


Фреска "Сцена",  Виенн

Хорошим примером является фреска в Виенне, историческом городе недалеко от Лиона. Он известен своим античным театром и ежегодным джазовым фестивалем . Если вы посмотрите внимательно, то можете увидеть Мольера, Берлиоза, Miles Davis, и Ди Ди Бриджуотер вокруг сцены. Иллюзорный 3D эффект потрясающий.

"На сегодняшний день организация и логистика гораздо сложнее, потому что мы выросли, и в данный момент работаем по всему миру. Мы создали более 470 фресок, их можно увидеть в  Москве в Квебеке, Шанхае в Берлине. Это означает, что сегодня у нас есть более 70 художников, и мы обучаем нашим методам многих других по всему миру".

Я спрашиваю, как произошло это развитие.
"Естественным путем. Мы были заинтересованы в мировом сообществе  с самого начала, особенно после Мексики, но сперва мы работали во французских городах. Интересно свести эти проекты вместе и увидеть их воплощенными в жизнь. Это не работа, это часть нашей жизни, и мы хотим, чтобы это стало частью жизни местных жителей ".


Вот хороший пример того, как работа CitéCréations  может изменить город абсолютно неожиданным способом. Эта фреска была сделана в Квебеке,   вот так эта стена выглядела изначально.


И вот конечный результат. Понятно, что люди гордятся таким развитием города

А откуда берутся деньги?.Это же всемирная организация, сотни фресок, ассоциированные организации в других странах. Не говоря уже о карманных деньгах здесь.
"Вы правы. У нас  организации в Квебеке, Шанхае, Москве и Берлине. Сейчас мы работаем над большим проектом с Китаем.  Китай большой, очень большой. Когда я пришел обсудить проект в офис китайской культуры, меня привели в большущий, чудовищно огромный офис. Идея проекта состояла  в том, чтобы обучить художников в художественной школе в Китае. «Сколько?» Спросил я. "3000" ответили мне. 3000 !! Ты можешь в это поверить? Понятно, что мы слегка урезали их проект. Но мы до сих пор большинство фресок мы создаем во Франции"


Фреска по заказу компании

Кто платит за  фрески?
"Город, конечно, а еще различные культурные и региональные организации. Значительную часть финансирования мы получаем также от компаний, таких как Total,  Feyzin, Arkema, больших химических компаний и многих других. Часто нас просят расписать стены промышленных зданий по периметру. Это здорово, потому что это означает, что когда вы идете или едете вдоль стены, вы не видите сотни ярдов пустого бетона или металла. Иногда они платят за авторские прав на произведения.
Компании также инвестируют в создание   фресок в жилых районах. Это выгодно всем. Жители получают красивую стену, а   компания размещает рекламу ".
Вот фреска на здании компании. Это сильно отличается от того, что мы обычно видим.


Мурал Шанхай

Можем ли  говорить о проектах,   реализованных в других странах, и где в будущем можно будет увидеть работы CitéCréation?
Есть много проектов в других странах. Некоторые из них тоже красивые. В том числе крупнейшая фреска в мире, которая находится в Шанхае. Каждый новый проект является еще одной ступенькой в лестнице. Лестнице, что ведет нас все выше
Куда? Мы увидем это в будущем. В то же время, мы уверены, что наши работы станут посланием  надежды и мира ".


Фреска в намуре, Бельгия

Так что о внедрении CitéCréation по всему миру? Как и почему это произошло?
"О, это просто произошло неизбежно. Мы уже делали проекты в некоторых странах, в частности, в Мексике, и современем у нас появлялось все больше и больше контактов с ассоциациями в других местах. Теперь у нас есть дочерняя компания в Квебеке, под названием MuraleCréation, еще одна в Берлине, CreativeStadt, и конечно, есть Тепито Arte Аса в Мексике. У нас также есть программы сотрудничества, обучения и развития со многими крупными городами через сотрудничество этих городов с властями Франции и с нами напрямую. Хорошим примером является продолжающееся соглашение между муниципалитетом Шанхая и региона Рона-Альпы ".


Фреска в Португалии

"Что касается будущего, нам нравится думать о себе как об основателях новой длительной традиции. Мы являемся свидетелями действительности сегодня, и наше призвание заключается в создании условий, в которых будут свидетели действительности завтра. Мы здесь, чтобы раздуть пламя и  со хранить его живым ".

Интересно, что он видит  главным препятствием для его работы и будущего искусства муралов? Гилберт не сомневается в ответе.
"Равнодушие. Огромная часть нашего общества счастлива просто сидеть рядом и ничего не делать.Слишком много людей,   считают, что они ничего не должны ни настоящему, ни будущему. Это люди, которых не интересует ничего, кроме самих себя. Это то, что я назвал бы мертвым грузом нашего общества. Но сейчас мы уже в состоянии противостоять этому".


Фреска "Школа бомбардировщиков"

Одно из достижений, которым Гилберт особенно гордится является  активный принцип гендерного равенства  в CitéCréation и других объединениях, разбросанных по всему миру.
"Мы всегда работали так. Это важно, потому что это отражение самого общества. Мир делится на  примерно равные половинки. Это не совпадение. Мать Природа  знает, что она делает и почему. Мы следуем этому примеру. Мужчины и женщины делают разные вещи.  Вещи изменяются от вида к виду, но роли определены. Без обобщения, можно сказать, что мужчины способны на огромное количество напряженной работы в ограниченном сроки. Они устают, но они сделали работу"

.
Фреска в Намуре, Бельгия

  А где женщины в этом уравнении?
"Женщины не такие. Они  используют свои силы по-другому. Моя теория состоит в том, что это имеет отношение к тому, что женщины рожают детей.  Это длительный процесс, где необходимо очень много усилий в конце. Я считаю, что это причина, почему женщины движутся медленнее. Они пройдут весь путь. Они не будут много говорить об этом, но к цели они доберутся. Черепаха и заяц ".


Мурал Ангулем

"Пусть ваши читатели знают, что нет слева или справа, не богатых или бедных в мире творения. Существует только само создание. Присоединяйтесь к нам на вашем пути, и внести свой вклад на вашем пути. Мы все должны добавлять ступеньки лестнице, что  ведет нас все выше ".

"Мы все зажигаем звезды. Это то, к чему каждый должен стремиться.  Каждый  должен обещать себе, что  встанет  завтра утром и попытается зажечь звезду ... "

К переводу не придираемся, пересказала своими словами.

Comments

Как здорово! Жизнь с такими фресками становится немножко красивее :)
Вообще-то об этом сейчас много спорят: какие стены уместны, какие нет. Но, чисто по обывательски, любые муралы лучше бетонных облезлых стен))
Во-первых спасибо за перевод. Мне лично было интересно прочесть именно текст, а не картинки
В общем муралы хороши, но мне их школа не нравится, но это исключительно мой неловкий вкус.
А вот интервью весьма и весьма познавательное.
Я тоже такой стиль не очень люблю. Все эти обманки в чем-то очень одинаковые. Но туристам нравится.
Мне нравится сам подход - когда достопримечательности можно дорисовать; когда искусство не в галереях, а на улице; когда искусство понятно большинству, а не концептуально, как куча мусора в галерее или распиленная корова; когда в убоищном районе расписывают стены, и район перестает быть убоищным, а становится городской достопримечательностью... У нас это тоже работает - та же киевская программа муралов, или Каменец.