?

Log in

No account? Create an account

Италия - Франция 2015: Каркассон

2015untitled-305.jpg"

Заночевать в Каркассоне  - чисто эмоциональное решение.
Когда-то, во время путешествия по Испании, мы остались на ночевку в Толедо.  Вечером туристические автобусы разъехались, и в городе мы остались одни. А потом спустились сумерки,   зажглись фонари, и между старинных домов  легла такая пронзительная тишина, какую даже представить себе невозможно. На тех темных улицах можно было поверить во что угодно - хоть в обратимость времени, хоть  в переселение душ.
Мне казалось, что в Каркассоне тоже должно быть так.
Ехать из Альби в Каркассон опять предстояло немножко по-дебильному,  с пересадкой в Тулузе.

2015untitled-662.jpg
Самое интересное в Каркассоне это Верхний   город с крепостью, называемый Сите.

У Каркассона  славная и трагическая история. Самый известный ее эпизод Альбигойские войны... Крестоносцы под предводительством Симона де Монфора, подошли к стенам города в августе 1209 года, Незадолго до этого, в июне, они разрушили соседний Безье - там после штурма вырезали не только еретиков, но и правоверных католиков, не спрашивая о религиозной принадлежности.   Тогда один из предводителей крестоносцев епископ Арно-Амори сказал знаменитую фразу  "Бейте всех, Господь узнает своих!" Хотя, возможно, это легенда.

Правитель Каркассона, граф Раймон Транквель был молодым (24 года) сеньором процветающего графства. Летописи рассказывают о нем как о сильном и отважном воине, красивом мужчине и мудром правителе. Летописям  приходится верить на слово, потому что на прижизненных портретах граф выглядит как-то так.

Ничего личного, и даже не происки инквизиции. Просто средневековье  13 века настолько было увлечено вышним, небесным и загробным, что ничего земного для него не  существовало, в том числе и портретов.


Главный враг   Транквеля Симон де Монфор, предводитель и палач альбигойского крестового похода, очень выразителен  в мраморе (бюст в Версале).


А на прижизненных портретах его изображали  таким.


Для визуализации могу  предложить Тома Фелтона, врага Гарри Поттера в роли Раймона Транквеля в фильме «Лабиринт» (2012 год). Фильм - дичайший бред на тему грааля,  а катаров там почему-то называют «катарцы».  Но Тим  Фелтон в немыслимом макияжике - это нечто.

2015untitled-317.jpg
Казалось,  что замок сможет выдержать сколь угодно длительную осаду. Он и сейчас выглядит неприступным, а в 13 веке мог обеспечить крестоносцам занятие на несколько лет. У осажденных было достаточно еды и воды, но в переполненном беженцами городе началась эпидемия.
Возможно,  граф Раймон Транквель просто не захотел обрекать себя и горожан на длительную и мучительную осаду и запросил переговоров с крестоносцами. Он думал, что может торговаться, но он ошибся.

2015untitled-635.jpg
Дальше мутная даже для 13 века история о предательском аресте и пленении. Гарантировав графу безопасность а переговорах, обратно в город его не отпустили. А без своего предводителя Каркасон продержался недолго.
2015untitled-347.jpg
К счастью, большой резни, как в Безье, здесь не случилось - жителям разрешили покинуть город «не взяв с собой ничего, кроме своих грехов», но хотя бы живыми.
Раймон Транквель скоро умер  в подземельях Каркасона при загадочных обстоятельствах - по одной из версий, от голода. Мужика жалко, тем более, что Тим Фелтон в его роли крайне живописен.

К грустным событиям 13 века нынешний замок не имеет почти никакого отношения. Он многократно перестраивался, укреплялся. Но, когда Франция расширила свои границы до Пиренеев, потерял свое оборонное значение, и постепенно пришел в упадок.
К 1844 году, когда крепостью заинтересовался архитектор Виоле-ле-Дюк, все здесь уже лежало в руинах.

Изображений того времени мало - в основном, сохранились схемы и зарисовки Виоле-ле-Дюка. Реставрация Сите продолжалась с 1853 по 1910 годы, и была закончена через 31 год после смерти архитектора.

2015untitled-333.jpg
Виоле-ле-Дюк очень интересный персонаж.
В 1831 году вышел роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»,  и на волне интереса к этой книге, французы вспомнили, что да,  действительно есть в Париже такой собор. «А шо ж это он у нас  такой облезлый? А давайте его реставрируем!» Конкурс на реставрацию   выиграл Виоле-ле-Дюк, который к тому времени уже осуществил реставрацию Сент-Шапель. И, вуаля, через несколько лет французы получили собор, похожий на описанный  у Гюго,  но  гораздо более готишный, чем он был изначально.

2015untitled-493.jpg
Горгульи на крыше,   статуи со злыми лицами, резные украшения контрафорсов и аркбутанов - все это очень колоритно, фотогенично и привлекает туристов, но имеет мало общего с реальной историчностью.
Кредо архитектора звучало так
Реставрировать здание не значит подновлять его, ремонтировать или перестраивать; это значит - восстанавливать его завершенное состояние, какого оно могло и не иметь никогда до настоящего времени"

2015untitled-428-2.jpg
Каркассон - второй грандиозный проект реставрации, осуществленный архитектором.
В Каркассоне задача
Виоле-ле-Дюка была даже сложней, чем в Париже.  Замок перестраивался огромное количество раз, архивы   погибли при пожаре. Старинная гравюра - это не фотография. Портреты тех времен мы уже видели, вряд ли пейзажи были информативнее.

2015untitled-367.jpg
Какие  были стены? Какой формы крыша? Все это  оставалось на усмотрение архитектора. Виоле-ле-Дюк не был шарлатаном, он провел огромную работу, пытаясь, насколько это возможно, воссоздать замок близко к реальности.
Но был ли Каркасон когда-то таким? Вероятно,   он выглядел гораздо менее грозным.

2015untitled-365.jpg
В оправдание архитектору можно сказать, что реконструкция, хоть и длилась 50 лет, была закончена в 1910 году, задолго до принятия Венецианской хартии 1964 года. Тогда еще никто не оспаривал правомерность корректирующей реставрации.

2015untitled-619.jpg
Понадобилось две мировых войны 20 века для того, чтобы люди поняли ценность старых камней и согласились, что реконструкция - это не  "сделать красиво", а сохранить, как есть.
Но, в связи с особенностями реконструкции, Каркассон не включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и вряд ли  будет когда-то туда включен.

2015untitled-462-2.jpg
В Каркассоне можно осмотреть и  объект, включенный в Список Юнеско - это Канал Дю-Миди. Собственно,  его там сложно не осмотреть, его обязательно переходишь по дороге к железнодорожному вокзалу. Но у меня нет ни единой фотографии этой достопримечательности - я поленилась достать фотоаппарат.

2015untitled-512.jpg
ИМХО, это что-то объясняет не только обо мне, но и  о  достопримечательности  - обычно  я фотографирую все подряд и во всех возможных ракурсах ("Здравствуйте! Меня зовут Галина. У меня фотозависимость").
Дю-Миди - это действительно просто канал: местами зеленый, местами, наверное, живописный, но не там, где я его видела. Строго говоря, это канава, заставленная лодками, и я искренне не пойму, за что он включен  в Список Юнеско.

2015untitled-622.jpg
Каркассонская дама: местная легенда, как во время осады откормили последними продуктами свинью и выстрелили несчастным животным из катапульты в сторону неприятеля. Гринпис не одобрил бы.

А сама крепость это наглядное пособие по истории средневековой фортификации - двойной ряд крепостных стен длиной около 3 км, над стенами 52 башни. Крепость можно обойти хоть по стенам, хоть между стенами - и ощущения от прогулки будут разные.

2015untitled-295.jpg
Скульптурная композиция "Толерантность". Страшная она какая-то.

Самая укрепленная части крепости цитадель, графский замок, отделен от крепости рвом, к котторому ведет подвесной мост.

2015untitled-336.jpg
Даже не пытаюсь идентифицировать храмы, в которые заходила в Каркассоне.  Ближе к концу поездки количество увиденных церквей превышает все мыслимые резоны, и мозг просто отказывается их различать.


Замки ластур. Фото из Википедии
И из несбывшегося - я так и не съездила на экскурсию по катарским замкам. Их на окрестных, близких и не очень, холмах множество. Не всегда понятно, почему те или иные развалины называются катарскими замками  - катары были бы очень удивлены,  но  туристам так интереснее.
Как везде в этом регионе, общественный транспорт отсутствует как явление. Зато в  Каркассоне есть, как минимум, пара турюбро, продающих туры в замки, их телефоны предлагает туристический центр. Изначально я   собиралась доехать с кем-то из них до замков Ластур - это недалеко, недорого, и получаешь общее представление о том, в каких местах замки строились и в каком состоянии находятся развалины.
От катарских замков мало что осталось. Даже самый известный из них, Монсегюр - это скорее имя и легенда, чем впечатляющие руины. Да и показывают туристам его обычно с соседнего холма.

2015untitled-671.jpg
Но мне не повезло заболеть в дороге. Организм, понимая, что в покое  его все равно  не оставят, соглашался вяло таскаться по тенечку, но лазания по горам и солнцепеку он бы мне не простил.
Поэтому от экскурсии по катарским замкам я отказалась - второе обидное разочарование после неувиденного виадука в Мийо.

2015untitled-606.jpg
И ожидаемых пустых улиц в Каркассоне  вечером  не случилось - в городе проходил какой-то фолклорный фестиваль, на каждом перекрестке звучала музыка и скакал народ. Это было так здорово, что я нисколько не пожалела об искомой тишине.

Comments

А я очень уважаю Виоле-ле-Дюка - благодаря ему памятники, которые он реставрировал взошли на новый уровень)
Для меня он тоже персонаж абсолютно положительный. Это с его легкой руки во Франции вообще поняли, что памятники вообще нужно охранять, в его время это не было очевидно. Он проделал огромную работу, исследуя исторический облик зданий - все его реставрации на достаточно серьезной научной основе. И он был инициатором и автором трех наиболее известных французских реставраций - Сент-Шапель, Нотр-Дама и Каркассона. Просто в его время было нормальной практикой реконструировать так. Тот же Кносский дворец на Крите отстроили почти полностью, там вообще непонятно, почему это называется реставрацией.

Но для меня идеальная реставрация - это Фрауэнкирхе в Дрезденеhttp://vdresden.ru/frauenkirche_cerkov_cv_marii_dresden Ее после войны восстанавливали из кучи камней. Могли вообще отстроить наново, так было бы проще, для военных разрушений и сейчас действуют другие правила реставрации. Но темные камни на фасаде - это камни от старой церкви. Нашли, очистили и положили на прежнее место. Ценность старых камней..
Добралась до залежей непрочитанного, и вот...
Почему фотки такие маленькие? вроде смотрю твой ЖЖ в твоем стиле.

Замки прекрасны, истории ужасны, но когда всего много, как-то теряется особый восторг и воздыхание.

Чем ты летом умудрилась заболеть?

История со свиньей какая-то очень человеческая из серии: продам козу, не будет детям молока. И главное толку от нее никакого