Беловежская пуща как часть традиции

Привычка вырабатывается за 21 раз. Поэтому уезжать за рубеж на Катин день рождения - это пока еще не привычка. Пока назовем это традицией.

В 2013 мы  с Катей и Викой поехали в Молдову в подвалы Милешти Мичи, огромные винные погреба, внесенные  в Книгу рекордов Гиннеса. В Приднестровье  нас хотели арестовать за контрабанду оружия (непризнанные территории -  зло). Я собиралась написать про  наши приключения, но начался Майдан, и все надолго забросили тревел-отчеты.

В прошлом году мы были в Турции - Каппадокия, Кипр и Стамбул. Поездка получилась шикарной, но отчет писать было лениво. Поэтому как мы ездили, можно почитать у Кати. Она отлично пишет.

2015untitled-148.jpg"
В этом году мы поехали  в соседнюю Беларусь, в Беловежскую пущу. Это недалеко, недорого, и туда хорошая дорога. В нашей стране, оказывается, есть и другие хорошие дороги, кроме трассы Киев-Борисполь. Варшавка прекрасна - почему я раньше по ней никогда не ездила? Поселков мало, транспорт  почти не встречается.  Скорость 130 км/ч и более - море удовольствия, хотя при такой скорости мой Авдей уже жрет бензин как не в себя.
В Беларусь заезжали через погранпереход Мокраны. Белорусская таможня это  несложно, но нудно и долго, даже если нет очередей. Заполняешь декларации на себя и на временный ввоз автомобиля,  их проверяют - показывают, где нужно доставить галочки и рассказывают, что твой почерк не так хорош, как им бы хотелось. Не придираются, не треплют нервы. Просто на всю эту процедуру требуется время.

За Мокранами километров через десять на заправке (в отдельной будочке у приветливой девочки) взяли приспособу для проезда по платным дорогам. Не догадалась сфотографировать, но это маленькая фиговина, которая крепится за зеркалом.
Залоговая стоимость 20 евро и еще 25 нужно положить на счет. Узнав, куда мы едем, девочка пыталась от контроллера отговорить и даже порывалась нарисовать на карте, как нам доехать, минуя платную дорогу. Я сказала: «Ни фига! У вас такие штрафы, что лучше пусть оно будет. Я себя знаю, я где-нибудь не там поверну, и обязательно через ваши рамки проеду."

Как-то так и получилось. Действительно, платные дороги запросто можно было объехать, но нам уже  было интересно,  как же эта фигня будет пикать при проезде через рамки. Нормально так пикает, громко.
На обратном пути на том же пункте мы приспособу сдали, деньги вернулись на карту за вычетом 20 с чем-то грн. По-другому я бы  нервничала, потому что просто выехать без этого прибора на платную дорогу стоит 100 евро. Оно   надо?
Дороги в Беларуси прекрасны, и денег на проезд по ним ни грамма не жалко.

От границы Белоруси до Пущи еще около ста километров.
Сначале заехали в Каменец. Город был заложен по приказу волынского князя Владимира Васильковича.
 Главная достопримечательность Каменца башня (вежа) 1276 (1278?)  года.
Башня была построена как центральная часть деревянного укрепления. Внутри   музей.
Такие башни в Беларуси  тоже назывались вежами. Когда-то она   была побелена в белый цвет, отсюда одна из версий происхождения названия Беловежской пущи - в честь этого столба. Версия считается несостоятельной, но более обоснованных версий я не запомнила.
От Каменца до села Каменюки, административного центра Беловежской пущи  уже совсем близко.
Стоянка для машин возле главного входа в заповедник. Гостиницы есть в селе и в самом заповеднике. Мы останавливались в заповеднике.
Все гостиницы называются непритязательно - наша была Гостиничный комплекс № 4. В номере  слегка по-советски и с коврами, но очень чисто и цивильно. Все  ухоженное и вылизанное до блеска - и гостиница, и территория вокруг, и  даже  сам заповедный лес. Пуща под личным патронатом Лукашенко,  за порядком следят очень строго. Вообще-то в Беларуси чисто везде, даже там, где Лукашенко не следит. Нам бы поучиться.
В нашей гостинице  были сауна, баня и хороший бассейн, но никто из нас не взял купальник. Так что вечером мы тоскливо заглядывали в окна, и вздыхали "мы чужие на этом празднике жизни".

Поесть можно в ресторане при соседней гостинице или в кафе "Под соснами" - в нете хвалят их блины с черничным вареньем. Кафе больше напоминает столовку - не шикарно и не особо вкусно, но быстро, съедобно и недорого.
А вот разрекламированного в  нете травяного чая в кафе нет. Только в резиденции Деда Мороза.

Расплатиться карточками можно везде. А в нашей гостинеце был филиал банка, в котором можно поменять деньги.

Погода не особо радует, но хоть не льет, как из ведра. Выходим из гостиницы, Катя сразу знакомится с местной фауной.

Я люблю котов. Всех. Мне нравится их фотографировать и гладить. Но это кот не любит меня, он меня презирает и игнорирует. Кот любит только Катю. Он бежит за ней и заглядывает ей в глаза. А Катя не любит котов. Всех. Такой вот любовный треугольник у нас получился.
Животное провожает нас к вольерам.
На сайте Беловежской пущи описаны все варианты активностей, возможностей и развлечений.
Цены очень гуманные. Самое дорогое, обзорная экскурсия на автобусе,  стоит на наши деньги около 140 гривен. Все остальное - вольеры, музей, тропы  - вообще смешные деньги.

Почему-то в продаже нет   общей карты заповедника.Но можно купить брошуру о  конкретном маршруте.

К вольерам лучше идти рано утром или поздно вечером, когда животные активны. Зверей кормить запрещено, но, судя по тому  как  они клянчат еду, никто к этим запретам не прислушивается.

Сразу видно, кто в доме хозяин. Лось на коте даже не реагирует.

Если живешь на территории заповедника, билеты в вольеры и музей действительны все дни проживания,  не нужно их выбрасывать сразу. К вольерам можно подойти и без билетов - они длиной километр, везде охрану не приставишь. Но я к этому не призываю - звериков нужно кормить за какие-то деньги.

Зубры - краса  и гордость Беловежской пущи.
Последний дикий зубр в Беловежской пуще был застрелен в 1921 году. К счастью, еще оставалось 12 особей  в разных зоопарках по всему миру, они и дали начало восстановленному стаду. Низкая генетическая изменчивость - одна из основных угроз долгосрочному выживанию зубра.

2015untitled-112.jpg"
Но пока все хорошо - поголовье зверей увеличилось почти  до 500 голов, каждый новый зубр заносится в специальную племенную книгу.  Зимой в Пуще диких зубров почти всегда можно увидеть у поместья Деда Мороза, их там подкармливают.
У зубров матриархат - стадом руководит самая опытная самка.
А этот  жизнерадостный зубреныш  носился по вольеру как радостный щенок. Внешность взрослая, даже с рогами, а повадки детские - все дети любят играть.

Ноябрь отнюдь не самое плохое время для экскурсии в заповедник. Территория Пущи большей частью заболочена. Комары - это объяснимо и ожидаемо, и с ними есть методы борьбы. Но здесь водятся еще и оводы размером с палец,   непонятно, боятся ли они хоть чего-нибудь,  и можно ли хоть как-то от них отбиться.
Поэтому сентябрь-ноябрь отличное время для поездки в Пущу. Ноябрь хорош еще и тем, что нет листьев, лес прозрачный, и можно разглядеть зверей. На обзорной экскурсии из автобуса   мы видели стадо оленей,  не особо боявшихся людей. Думаю, что при длинной поездке велосипедом зверья встретится намного больше.

После вольеров идем в музей природы.
Пишут, что это лучший в Европе краеведческий музей. Ну, не знаю, музей природы в Киеве явно круче. Не верю и тому  что в Пуще зверей для чучел специально не убивают, потому что  охота в заповеднике запрещена. Убивают конечно - как можно сделать качественное чучело из кого-то, умершего своей смертью? И охота в Пуще проводится на всех, кроме зубров. Численность животных приходится контролировать, а то кабаны  уже  разоряют   огороды в соседних деревнях.
В  нескольких залах музея рассказывают историю Беловежской пущи.
Это самый большой  участок реликтового первобытного леса,  покрывавшего в древности всю Европу. Везде этот лес вырубили, и только на территории Беловежской пущи он сохранился в относительно нетронутом виде. Эта местность заповедна с 1409 года, когда король Ягайло издал приказ, запрещающий здесь охоту на крупного зверя.
По Беловежской пуще проходит граница между Беларусью и Польшей.
Пуща внесена в Список ЮНЕСКО с 1979 года, это единственный транснациональный объект из Списка,  где-то 2/3 Пущи расположено в Беларуси, 1/3 в Польше.
В польской Белавеже находился когда-то охотничий царский дворец, разрушенный в Великую Отечественную.
Бронзовая статуэтка зубра - копия большого памятника, установленного в Белавеже в честь крупнейшей царской охоты 1860 года. Из Белавежи статуя была вывезена во время Первой мировой, потом возвращена полякам, и сейчас установлена в польском Спале.

Маршрут "Озерное кольцо".
Утро. Зря Беларусь живет по Московскому времени - в 8 утра еще не начинает рассветать. Спрашиваю у дежурной, куда туристу можно выгуляться перед завтраком. Она очень просит никуда дальше вольеров не уходить. А то нидайбох - зверье  регулярно выходит на дорогу: лисы, олени, кабаны.
Я живо представила статью в местной газете "Туристка из Украины загрызена оленями", но  рассудила, что я старая и во мне столько холестерина, что уважающий себя олень мной побрезгует.

Но оленей не случилось, как и всего остального зверья, а случилась очень красивая лесная дорога,  с нормальным покрытием и образмеренная достаточным количеством указателей.
Длина тропы около 5 км, но я как-то очень быстро ее прошла.

Катя, как состоявшаяся, самодостаточная, взрослая женщина, хотела в гости к Деду Морозу.
В Пуще находится резиденция белорусского Деда Мороза, туда ездят автобусные экскурсии трижды в день. Где-то в Пуще находится еще и резиденция Лукашенко, но туда бы Катю не пустили.
Так что Катя с утра пошла к Деду Морозу. В целом, он ей понравился.

2015untitled-132.jpgМаршрут "Докудово"
А мы с Викой решили пройтись пешеходной тропой  Докудово. Тропа окзалась платной - это было написано на плакатике, стоявшем у ее начала. Стоимость  15000 белорусских рублей, что-то около 20 наших гривен, но возвращаться полтора километра к кассам не захотелось. Так что до Докудова мы прогулялись бесплатно, не встретив по пути ни единого человека.

2015untitled-186.jpgДождь. Красивая дорога по лесу, а потом через болото по узкой дамбе. С двух сторон вода, а на дамбе свежайшие следы кабанов -  видно, что вот только что прошли, за пару минут до нас. Стало как-то неуютно: а ну как подойдет  сейчас здоровенный кабан и строго спросит "Дамы, а где ваши билеты за 15000 белорусских рублей на экологическую тропу Докудово?" И хоть в болото прыгай.
Но обошлось. Вот, собственно, единственное встреченное на тропе животное.
2015untitled-136.jpgЗато впервые увидела, как цветут лишайники.
Я кричала, что это папоротник и предлагала подождать, пока откроются клады. Но Вика смогла меня убедить, что  сидеть здесь  до Купала не имеет смысла.

В Пуще зарегистрировано более 1000 деревьев великанов 400-600-летнего возраста. Этому дубу всего около 300 лет, он сравнительно молод.

На территории Пущи есть пеший погранпереход в Польшу - если есть велосипед и паспорт с шенгеном, вполне можно покататься по территории двух государств.
«Если есть велосипед» - понятие для Пущи базовое. Не знаю, существуют ли еще места настолько велосипед-френдли: без машин, прекрасные дороги и ровно - ни тебе спусков, ни  подъемов. Велосипеды выдают в аренду на входе цена не  заоблачная, еще и карта веломаршрутов   прилагается бонусом. Но то, что предлагалось, выглядело совсем ушатанным.
Очень хотелось бы привезти велосипед с собой -  здесь действительно один из лучших в Европе веломаршрутов. Единственная проблема всунуть велик  в салон при разложенном заднем сидении, пусть даже и открутив переднее колесо.

Обзорная экскурсия,
Сайт обещает две обзорные экскурсии в день, на 11,00 и 14,00, но не так уж много желающих осматривать Пущу по дождю. Поэтому группа набирается только на 14,00.  Как раз успела вернуться Катя, и на обзорку мы едем все вместе.
На фотографии немножко виден наш автобус,  хорошо видна Катя и качество дорог в Пуще

Царская дорога.
Когда-то она вела к охотничьему дворцу. На ней сохранились мостики с тех времен. Орлов на перилах восстановили недавно.

Музей народного быта и старинных технологий входит в обзорную экскурсию.
Он совсем новый,  всего полтора года. Поэтому экспонатов немного, а старинные технологии представлены исключительно самогоноварением (начали с главного). Но здесь прекрасный экскурсовод, а в конце экскурсии предлагают продегустировать местную самогонку какого-то особого двойного перегона. Я за рулем, а девчонки одобрили и купили с собой на гостинцы.
Местный самогонный аппарат - один из четырех лицензированных в Беларуси. Для меня "лицензия на самогонный аппарат" звучит   как лицензия на холодильник или микроволновку. Обычный предмет  домашнего  обихода.  Но это, видимо, или разница менталитетов или как-то связано с разрешением на продажу продукции.

Знаменитый дуб великан. Ему около 400 лет,  чтобы его обнять, нужно шесть человек.
Проверить это утверждение и обнять таки дерево предложила Катя, а все очень радостно согласились,
Наверное,  всем нам не хватает Деда Мороза и хороводов у елки.

А потом мы без приключений вернулись домой.

Привычка возникает на 21 раз. У нас пока нет привычки уезжать на Катин день рождения за рубеж, но я надеюсь, что она  со временем появится. Через 18 лет Катя позвонит мне в ноябре   (мне будет к тому времени 70, я буду вредная  и глухая)  и закричит в трубку: "Как дела, старая кошелка? Угадай, куда мы едем в этом году?"  Это будет классно. Да, Катя?

А кто помнит, как Песняры пели "Беловежскую пущу"?
1975 год. Как же это было давно.

Это будет очень круто! Спасибо тебе за подарок, за мою ещё одну сбычу мечт!
B И тебе спасибо, за то, что ты нас собрала и вывезла. И вообще за все)
Хорошая поездка получилась!
Ага)) И повод был правильный. И мы классные тетки)))
Мы не тетки, мы пожилые девушки :)
Молодцы вы, девочки!
))) Это называется "не ждите чуда, чудите сами""
Мне нравится такой подход.)
Галя, не у всех получается интересно рассказать о путешествии, даже самом классном. А у тебя здорово получилось.
Спасибо, что поделилась! Даже в Белоруссию захотелось съездить)
Рада, что понравилось)
Беларусь замеательная - спокойная, очень чистая, и люди приветливые. Думаем весной туда еще раз проехаться)
Это очень правильная традиция! Пусть она перерастет в привычку :)
Мы тоже стараемся следовать этой традиции, как и уехать из дома на НГ.
Хотела в этом году махнуть на свой ДР в Стамбул, однако вон что имеем на сегодняшний день. Хотя я бы махнула, но боюсь, что могут рейсы вообще отменить, пока остался только Аэрофлот, но кто знает что будет через 3 недели.
А в Белорусию давно хочу, может и махнем в будущем году. Выбралась же я в Будапешт по твоим следам :)
Да, с Турцией жесть. Но, может, как-то все устаканится? Должен же быть во всем этом какой-то здравый смысл, Потому что со стороны нам, например, не очень понятно, что вам с Турцией делить((
Мы тоже пытаемся на НГ уехать, в этом году в Марокко. Самое правильное, что можно сделать с этим праздником.
Будешь в Беларуси - вспомни пожалуйста, что до меня всего 300 км. У нас дороги хуже и не так чисто, но по достопримечательностям и красотам мы, как минимум, не хуже.
Галя, я не забуду. Только я же общественным транспортом путешествую. Так что как карта ляжет.
А мы в Сибирь на НГ махнем, в Тюмень и Новосибирск.
Согласна встретить на погранпереходе))
У вас точно на новый год будет настоящая зима)
Договорились :))
Великолепные места! Болото очень понравилось.
Мне тоже)). А еще понравилось, что можно увидеть диких зверей не в клетке, а в лесу)