?

Log in

No account? Create an account

Португалия 2016: Лиссабон-2

2016untitled-669.jpg

2016untitled-9.jpg
Следующее утро начинаю с прогулки на желтом трамвайчике.
 Трамваями в Лиссабоне нужно пользоваться. Желтые лиссабонские трамваи - самодостаточное удовольствие. Забавно наблюдать, как они карабкаются в гору, иногда под фуникулерными углами,  или  пытаются выбраться  из узких улиц.

2016untitled-16.jpg
А еще это   экскурсия  по цене трамвайного билета.  28 маршрут идет от Мартим Мониз через Альфарму, Баиксу, Чиадо, Сао Бенто и Эстрелу мимо множества  городских достопримечательностей.

2016untitled-628.jpg
В Лиссабоне фуникулеры  называют   Еlevador, они поднимают на главные городские холмы - Бику, Глорию, Санта Джусту и Лавру.
Тоже удобно, тоже достопримечательность, тоже входит в стоимость купленного на день проездного.

2016untitled-320.jpg
Выхожу на Прака Комерсиа, пересаживаюсь на трамвай у речного вокзала и еду в Белем к монастырю Сан Джеронимуш.
Монастырь Святого Иеронима относится к Золотому Веку  португальского мореплавания. Это один из самых красивых монастырей в мире.

2016untitled-97.jpg
Эпоха Открытий  -  период между второй половиной 15 столетия и срединой 17 столетия. За 150 лет европейцы открыли и описали все значимые географические объекты - материки, моря, проливы.  И поделили весь огромный новый мир между собой.  150 лет совсем немного, если вспомнить, что за предидущие 1500 лет   знания европейцев о земле не продвинулись дальше представлений римских картографов.

2016untitled-261.jpg
В 1453 году турки захватили  Константинополь, а вместе с ним взяли под  контроль и перекрыли для европейцев все торговые пути в Китай, Индию и на Средний Восток. Генуя и Венеция, веками монопольно торговавшие с Востоком, быстро нищают и навсегда уходят с мировой арены
Лидером Эпохи Открытий становится Португалия - она первой на Пиренейском полуострове освободилась от мавров, распологалась в стороне от главных торговых путей, и поэтому очень хотела найти собственный путь в Индию.

Португальцы - отличные мореплаватели.  Именно Португалии изобрели каравеллу - тип судна,  сделавшего  возможным длительное плавание в открытом море. На каравеллах совершались первые и самые значимые географические открытия.

2016untitled-134.jpg
Эпоха Открытий во многом стала возможна благодаря Генриху Мореплавателю.
Вопреки прозвищу, он никогда ни в одной морской экспедиции не участвовал. Но он выстроил систему, поощрял купцов и мореплавателей, организовывал экспедиции, сделал захват новых земель государственной политикой страны.

При Генрихе Мореплавателе португальцы колонизировали Мадейру и Азорские острова, а Бартоломеу Диаш в 1488 году первым обогнул Африку.

2016untitled-113.jpg
Лев - геральдический зверь Св. Иеронима.

Главным конкурентом Португалии в море тогда была Кастилия (объединенной Испании еще не существовало).
В 1492 году Колумб открывает Америку (но все считают, что открыт западный путь в Индию).

А в 1494 году Папской буллой (Тордесильясский договор) все вновь открытые и пока еще неоткрытые земли были поделены между Испанией и Португалией по 49 меридиану - все, что восточней, отходило Испании, все, что западней Португалии).
Таким образом, португальцы смогли претендовать на Бразилию, которая к тому времени еще не была открыта (ее открыл в 1500 году  Педру Альвариш Кобрал).

2016untitled-136.jpg
В 1497 Васко де Гама открывает путь в Индию в обход Африки.Португалия возвращает Европе путь на Восток.
Путь в Индию озолотил Португалию.  На 100 лет она становится самой богатой страной в мире.

К этому времени к завоеваниям присоединились Англия, Нидерланды и Франция, которым плевать было на папские буллы, и тоже урвали кусок пирога при разделе мира. Но это другая история.

2016untitled-205.jpg
Клуатр: каменные своды сплошь покрыты резьбой. Религиозные символы, морские мотивы, узлы, связки колосьев, фантастические звери и птицы, ящерицы, драконы, венки из цветов и листьев...

Какие времена, какие люди, какие страсти! Сколько загадок в известных и  изученных событиях.
Мне нравится теория, что португальцы открыли Америку раньше испанцев (и убедились, что там ничего нет, кроме джунглей). Португалию  часто обвиняли, что она скрывает свои географические открытия.
И что Колумб был португальцем, шпионом португальского короля при испанском дворе, и действовал в интересах Португалии.

2016untitled-245.jpg
Это объяснило бы многие несоответствия. Почему Колумб, (по официальной версии) сын небогатого генуэзского ткача, был принят при португальском дворе? Больше того, как он смог жениться на португальской аристократке (мезальянс, по тем временам, немыслимый)?

Почему Генрих Мореплаватель так упрямо отказывался поддержать экспедицию Колумба? Открытия были государственной политикой Португалии,  финансировались и  более безумные затеи.

2016untitled-316.jpg
Почему Диаш открывает путь вокруг Африки в 1488 году, а экспедицию Васко де Гамы в   Индию снаряжают только в 1497, через девять лет? При том, что путь этот ищут все.
Не было денег снарядить три каравеллы? Когда речь идет о Португалии 15 века, это даже не смешно.

2016untitled-112.jpg
Все становится на   места, если предположить, что португальцы прекрасно знали  о существовании Америки, но очень хотели втюкать ее испанцам под видом Индии. А потом дождались папской булы и выгодного для себя раздела мира. И спокойно поплыли открывать   путь в Индию.
У  теории множество коссвенных доказательств и ни одного прямого. Все это сейчас ни подтвердить, ни опровергнуть, но  ведь удивительное тогда было время.

Потом деньги внезапно закончились. Но это тоже другая история.

2016untitled-124.jpg
Правление Генриха Мореплавателя положило начало великим географическим открытиям. Но главные открытия были сделаны позже, когда правили Жуан 2 и Мануэл. Мануэл приказал построить этот монастырь.

В 1502 году заложили первый камень будущей обители. Строительство монастыря продолжалось почти 100 лет.
Это единственное полнстью достроенное здание в стиле мануэнлино.
Остальные великие португальские монастыри так и остались незавершенными, деньги закончились раньше.

2016untitled-254.jpg
Монастырь строился за счет  5%-ного налога на импорт экзотических товаров, специально для этого введенного.
Брали налоги с каждого драгоценного камня, с каждого золотого слитка и с каждой щепотки прянностей, которые каравеллы привозили со всего света. Этот налог называли перечным.


2016untitled-288.jpg
Церковь Святой Марии с высокими резными сводами и 25-метровыми колоннами с 8-гранными пилонами, их верхушки раскрываются под куполом, словно пальмовые кроны.

В церкви Святой Марии молился Васко де Гама перед отправлением в Индию в 1497 году.

2016untitled-181.jpg
В церкви роскошные саркофаги Васко де Гамы и Комоеса.
Почти со 100%-ной вероятностью останки Васко де Гамы, действительно, покоятся здесь. И почти на 100% известно, что кости Комоеса похоронены где-то в другом месте. В 15 веке еще не было тестов ДНК, поэтому ученые ничего точно утверждать  не могут.
Какая разница, кто лежит под   камнем.  Эти могилы, скорее, символ и памятник Эпохе Открытий.

2016untitled-308.jpg
Основной элемент орнамента морской узел - они украсили церковь морским узлом!
Еще, если приглядеться, можно найти изображения рыб, раковин, тропических растений и чайных листьев.
Морские мотивы характерны для стиля мануэнлино, но в мировой архитектуре это уникальное явление.

2016untitled-301.jpg
Белокаменный фасад 16 века украшают причудливые барельефы, в которых барочные мотивы сочетаются с готическими, а религиозные мотиивы с бытовыми сценками.

Едва ли можно придумать лучший памятник Открытиям и началу глобализации.


2016untitled-341.jpg
Памятник Первооткрывателям установлен в 1960 году, в рамках празднования 500-летия Генриха Мореплавателя.
На носу белой каменной каравеллы, уходящей в неведомые страны, множество великих людей, мне только отчасти знакомых.
На памятник можно подняться, там смотровая площадка. И оттуда лучше видна мозаичная карта, выложенная у подножия.

2016untitled-333.jpg
Отличное решение проблемы с романтическими замочками. Когда место закончится, можно все это  единой конструкцией сдать  в металлолом, а на вырученные деньги заказать  такую же новую.

2016untitled-369.jpg
Башня Белен врезается в воду, будто нос старинной каравеллы.
Пешеходный мост широкий и ровный, как палуба.  Купола над угловыми башеннками наводят на мысль о мавританских мечетях, наличники и балконы покрывает легчайшее каменнеое кружево, каждую из четырех стен украшает крест Воинства Христова, знак португальских тамплиеров, купол каждой из башенок венчает небесная сфера.

2016untitled-385.jpg
Точные даты строительства неизвестны, но строили в 15 веке, в период расцвета мануенлино, как часть оборонительных укреплений на реке Тежу.
Внутрь пускают, но я не пошла -  пишут про пустые залы и скучные интерьеры. Хотя, была бы возможность подняться на смоотровую площадку на башне.

2016untitled-391.jpg
Памятник погибшим во всех войнах.
На длинной стене список всех поименно  - от Первой мировой до колониальных войн средины 20 века.
Как же повезло нации, если список всех ее погибших может поместиться на одной, пусть даже очень длинной стене.

2016untitled-558.jpg
В Лиссабоне стрит-арта много, знать бы еще, где его искать.

В рамках борьбы с вандализмом, в Лиссабоне выделили специальные зоны, в которых официально разрешено расписывать стены. До победы над вандализмом Лиссабону еще очень далеко. Вандализм пока лидирует с большим отрывом - все стены в городе забомблены. Зато в специально отведенных зонах можно найти действительно классные вещи.

2016untitled-669.jpg

PIXELPANCHO

Via Recíproca - возле вокзала Ориенте

2016untitled-665.jpg

CYRCLE

Via Recíproca - это возле вокзала Ориенте.

2016untitled-93.jpg
В центре, возле собора

Underdogs - это организация и культурная платформа , находящаяся в Лиссабоне. Они проводят выставки, поддерживают городские инициативы, у них есть своя галерея.
Сайт Underdogs

2016untitled-172.jpg
С 2013 в Лиссабоне, при поддержке Underdogs осуществляется городская программа муралов Underdogs Public Art Programme, наподобие нашей, киевской, и, вроде, даже проводятся экскурсии по муралам на бусике.
Сайт нашла, когда писала отчет (ага, опять), поэтому с экскурсией на бусике не срослось.


2016untitled-703.jpg
Зато я нашла экскурсию  'Стрит-арт Лиссабона'  и попыталась на нее сходить. Никому не советую, гадость.
 Было понятно, что развод,  уже по месту встречи в центре города. В Лиссабоне, как и везде, на исторических стенах писать запрещено, стрит-арт весь на окраинах.

2016untitled-178.jpg
Пока мне показывали то, что я за день до этого сама нашла, я просто скучала. Когда раздали баллончики с краской и предложили что-то на стене изобразить,  сбежала с экскурсии.
Серьезно? Если бы я испытывала потребность испортить стену, то  не  дожидалась бы своих 50 лет и  приезда в Лиссабон.

2016untitled-177.jpg
Утверждают, что это Ангела Меркель, я поверила на слово.

Хорошо, что экскурсия за типсы, так что это просто час потерянного времени.

2016untitled-553.jpg

VHILS

Он создает свои работы с помощью отбойного молотка, выбивая куски старой штукатурки. Это он сделал портрет Сергея Нигояна у нас в Киеве.

2016untitled-558.jpg

PIXELPANCHO

Avenida Infante Dom Henrique / Doca do Jardim do Tabaco

2016untitled-40.jpg

BICICLETA SEM FREIO

Clube Naval de Lisboa - Rua da Cintura do Porto de Lisboa, Cais do Sodré - это у станции метро возле речного вокзала.

2016untitled-593.jpg
Мост 25 Апреля напоминает Мост Золотых ворот в Сан-Франциско. Был открыт  в 1966году. Это  важнейшая транспортная артерия между левым и правым берегами Тео, длина 2,3 км.
Под ним симпатичная пешеходная зона с магазинами и кафушками.

2016untitled-454.jpg
Вокруг него лучший, из встретившихся мне в Лиссабоне, кластер уличного искусства.

2016untitled-524.jpg

HOW & NOSM

Avenida da Índia,

2016untitled-532.jpg

VHILS

Avenida da Índia, 28

2016untitled-522.jpg
Тоже рядом с мостом 25 Апреля.
Какая-то полузаброшенная полу-промзона, отданная художникам, музыкантам и прочим неформалам. Жаль, что работает только по выходным -  очень много всего привлекательного и интересного виднелось за  забором.

2016untitled-601.jpg
Подземный переход рядом.

2016untitled-544.jpg
Теория разбитых окон работает и в другую сторону: рядом с хорошим стрит-артом часто появляется еще один, и еще... Через какое-то время ничем не приметный район становится ярким и интересным для туристов.

2016untitled-1101.jpg
В Лиссабоне много заброшенных зданий,  хозяева не в состоянии платить за них налоги. Иногда хозчяева сами прглашают художников - с граффити здания выглядят не так уныло.

2016untitled-506.jpg
Муниципальная инициатива.
Мусорные баки все расписаны все, все разные, и один другого лучше.

2016untitled-1148.jpg
Наверное, я выглядело странно в своем стремлении сфотографировать каждую мусорку. Но то таке...

2016untitled-1045.jpg
Это в Альфаме.
Чудесный, человечный, очень добрый проект. На стенах домов вывешены фотографии тех, кто когда-то на этой улице жил, подписаны имена.
 Судя по одежде и прическам, фотографии начала прошлого века. Людей этих уже нет в живых, но их лица, глаза, улыбки   здесь, на улице, которую они   любили и которая их помнит..

2016untitled-821.jpg
Когда я  начинаю о стрит-арте, остановить меня непросто.

Такие вещи делают город живым, меняющимся и твоим собственным.

2016untitled-829.jpg
Поделюсь информацией - может, кому-то пригодится.
Муниципалитет   Loures -  какая-то жуткая окраина Лиссабона, почти гетто. И вот там, оказывается, можно найти много стрит-арта в одном месте. Причем, от очень хороших художников, в том числе, и любимого Bordalo II.
С 2014 года в районе   проводится  фестиваль Loures Public Art

Статья о фестивале (французский язык)
Страничка фестиваля в фейсбуке

2016untitled-203.jpg

Все это я нашла, когда писала отчет, поэтому фотографий оттуда у меня нет.
Почему перед поездкой, добросовестно роясь в интернете, редко находишь что-то толковое? Зато когда пишешь отчет, на тебя вываливается море информации. Как же это бесит.
Вот что делать с такими находками? Вообще не писать отчеты? Писать отчеты перед поездкой?

2016untitled-755.jpg

В самом центре Лиссабона голосисто поют петухи. С десяток разноцветных красавцев шляются по газону и орут все хором. Что за мальчишник? Где их женщины?

2016untitled-728.jpg
К этому времени я заблудилась окончательно.

2016untitled-769.jpg
Остаток дня просто гуляла с одной улицы на другую, куда выведет...

2016untitled-849.jpg
Выводило, обычно, к смотровым площадкам. Их в Лиссабоне десятки.

2016untitled-889.jpg
И со всех замечаьельный вид на город.
В следующий раз нужно будет сравнить, с какой из них лучше вид на закат.

  2016untitled-1073.jpg

Стесняюсь фотографировать людей, но в Лиссабоне невозможно удержаться.

2016untitled-926.jpg
В Португалии сидеть у окна и смотреть на прохожих национальная забава. Искусство у нас уже несколько  забытое.

   2016untitled-922.jpg
Насчет поездок и достопримечательностей я всеядна, мне, по определению, нравится все - лишь бы меня туда выпустили и хватило денег. Но есть города, которые да, понравились, и все. А есть города, в которые хочется вернуться.
В Лиссабон я обязательно вернусь.
Тем более, я теперь знаю, где у них искать муралы.

Comments

Ой, Галина! Как всегда заставляешь задуматся о поездке в такое красивое место. :-) Теперя надо туда махнуть:-)
Шикарно!
Мы ездили на трамвае № 12, короткий маршрут, но в нашей ситуации - самое оно.
А памятник и замок Белен мы наблюдали с реки, проплывая мимо. Конечно, с надеждой увидеть это с суши )))
Обязательно нужно увидеть)
12 маршрут уже настолько туристический, что сидячие места в нем бывают редко. Но местные благодушно относятся к людям с фотоаппаратами
Ну вот, а у нас было ровно наоборот! На 28-й стояла невозможная очередь из туристов, а 12-й на соседние рельсы пришел полупустой, мы спокойно уселись.
Ого постик.
)))
офігенно. Причому от все-все офігенно.
Дякую)

Офігенно! Ягратулюю!

Галя, у тебя не отчеты, а торты, с самой любимой прослойкой и вишенкой на додачу!

Но у меня "но": чего это ту поужимала фотки? всегда были большие красивые, приятно было рассматривать детали.
Два - дели посты по темам, не потому что они длинные, они интересные и читаются на одном дыхании, но хочется обсудить например историю той же Португалии и мореплавания, а конец в стрит-арте и уже только он в голове.

Для меня это все открытия, и было интересно прочитать обо всем. Думала, если бы в мое школьное время так легко и понятно можно было нагресть информацию, я бы лучше училась )

VHILS - только увидела первую его работу, сразу подумала о портрете Нигояна в сквере. По стрит-арту понравилось все.

А желтый трамвайчик вырисовывающийся из-за угла - какая же прелесть что! В общем да. ощущается и атмосферность и твоя увлеченность городом. Твой отчет передал все твои эмоции що до цього.

И вот этот проект про фото ранее живших жителей, как же прекрасен!

RE: Офігенно! Ягратулюю!

))Спасиб
- фотки живут своей жизнью, я не могу понять, как их ужимает фликр и что с ними потом делает ЖЖ. Вроде выравниваешь их одинаковыми, а потом в посте они какие угодно. Это выше моего понимания(
- не хочу делить. Если начну, никогда из этого отчета не вылезу, и так полгода пишу.
- VHILS - португалец. то, что я нашла, малая часть его работ в Лиссабоне
класс! а как далеко там аэропорт?
сейчас выбираю билеты из Барсы в Москву, и есть опция с пересадкой в Лиссабоне на целый день, и я даже задумалась!

p.s. в фасебке выложила фотки спейсшипа в Валенсии с ночным освещением!
Не знаю(. Я летела до Порту, в Лиссабон ехала из Браги автобусом. но если пересадка целый день, точно можно все успеть)