galinaaksyenova (galinaaksyenova) wrote,
galinaaksyenova
galinaaksyenova

Categories:

Железный город - 1: Объять необъятное









Если составлять список украинских городов, куда вы точно не поедете с туристической целью, Кривой Рог и мой родной Мариуполь, займут в нем две верхние строчки (но в Мариуполе, хотя бы, есть море). Общее мнение сходится в том, что туризм в Кривом Роге - это уже смешно.

Два дня в городе полностью изменили мое представление о нем. Хочу, чтобы мой рассказ изменил и ваше.








В Кривой Рог я приехала с блог-туром, по приглашению Института развития города. Блогеров пригласили на фестиваль индустриальной культуры Industrial Fest, который проходил в городе 14 сентября.








В рамках фестиваля проводился международный туристический форум "Трансформація економіки індустріальних міст через розвиток туризму". О форуме я напишу позже: это больше о смыслах и идеях, чем о достопримечательностях.







Расскажу, что может увидеть турист, попав в Кривой Рог, скажем, на выходные.
Двух дней, я теперь точно знаю, будет мало, даже если  под рукой своя машина. Никогда еще я не уезжала из города   с настолько щемящим чувством, что вот все, время вышло, а я же ничего, почти ничего  не успела увидеть.
Все потому что размер имеет значение. В Википедии указана длина города 126 км, горожане считают, что меньше, километров 80, но,  в любом случае, много. Кривой Рог третий  по длинне в мире, после Мехико (200 км) и Сочи (145 км).





В Кривом Роге не бывает пробок. Здесь хорошие дороги, но маршрут через весь город общественным транспортом занимает до 3х часов. Абсолютно не пешеходный город: пройти его насквозь - два дня пешего хода.
Когда институт развития города организовывал экскурсии для пенсионеров, оказалось, что многие пожилые люди, живущие на севере, никогда не были на юге Кривого Рога, и наоборот. Некоторым до Желтых вод ехать ближе, чем до центра родного города. Расстояние междукрайним северным и крайним южным районами - как между Белой Церковью и Киевом.






Здесь все перемешано. Все атрибуты центра города -  администрация, памятник, фонтан, а рядом указатель: до шахты 400 метров. Зона отдыха в бывшем карьере, жилой микрорайон под трубами завода...
Наиболее подходящим типологическим аналогом будет представление об ойкумене: обитаемая вселенная, сложная конгломерация мест, фактов, смыслов. Районы, как бусины, нанизаны на дорогу вдоль железорудного бассейна. Каждый район самодостаточен, со своей инфраструктурой, традициями и историями.
На День города приглашенные поп-группы курсируют вдоль всего города и, последовательно, дают концерт в каждом районе. Городские фестивали проводятся ежегодно в другой локации, чтоб никому не было обидно.





Сюда бы фотографии улиц, но график был настолько плотным, что их   у меня просто нет,  увидеть город мы не успели.



В черту города входит множество промышленных объектов: шахты, карьеры, заводы.
И Южная Красная балка, куда мы отправляемся искать остатки Екатерининской железной дороги.

Балка Южная Красная - ландшафтный заказник на севере Кривого рога, в котором охраняют степную растительность. Ученые предполагают, что здесь находится кратер древнего метеорита - Терновская астроблема




В таких местах   ломаются стереотипы. Ехала в город одного ГОКа и одного завода  фотографировать дым из труб и жуткую экологию, а здесь красиво, широко, спокойно, цветы под ногами даже в сентябре. Весной ветер перекатывает  волны серебристого ковыля.   А вниз по балке гнездится пара журавлей (все это в городе, на минуточку).
У вас нет другого апокалипсиса? Этот какой-то неправильный.



Не люблю выражение "марсианские пейзажи Кривого Рога", хотя допускаю, что туристы на него ведутся.
На Марсе не растет краснокнижный ковыль вокруг провальных воронок, не живут в черте города журавли и фазаны, не скачут белки в парках, не засаживают отвалы соснами и тюльпанами, не засевают хвостохранилища рожью.
В Кривом Роге есть экологические проблемы, но это, точно, не безжизненная и  багровая  пустыня. Он слишком живой и зеленый, чтобы сравнивать его с Марсом.



Красные дороги, красная пыль, красные лужи после дождя, красные воробьи в лужах, красные кошки с собаками - потому что все вокруг окись железа. Но, во-первых, это красиво...

Даже красные озера - не техногенная катастрофа, а выходы железистых подземных минеральных вод. Воду с похожим составом в Закарпатье туристы пьют, и верят, что это полезно.


Проект железной дороги был утвержден в 1875 году, по ходатайству А. Н. Поля (того самого, кто начал добычу железной руды в крае). Промышленную добычу руды в Кривом роге начали в 1881 году, а дорогу ввели в эксплуатацию в 1884 (как-то оперативно тогда строили).
Главной задачей железной дороги была доставка железной руды на Донбасс, и коксующегося угля в обратном направлении, что обеспечило развитие металлургии в обоих регионах. В начале двадцатого века грузооборот Екатерининской железной дороги вышел на первое место в Российской империи. При дороге (и за ее счет) функционировали 18 школ, 4 оркестра, 6 помещений для показа спектаклей и библиотеки на каждой крупной станции.
На некоторых участках дорога до сих пор используется, так как сразу проектировалась под большие нагрузки.


Здесь снимали фильм "Красный"
До съемок это была старая ферма - с забором и крышей. После отъезда съемочной группы, остались деревянные нары, плакаты на стенах - все декорации фильма. Мог получиться интересный туристический объект, но все уже разрушено, уцелела единственная стена.
Кто все разворотил и, главное, зачем? Даже бутовые стены не устояли. Люди, у нас в подъездах срет не путин.








Вторая локация съемок фильма "Красный"- штольни старого Кочубеевского рудника на окраине города. Он интересен и сам по себе: 200 метров заброшенных штолен, можно увидеть, где добывали руду в начале 20 века.
Хочу попасть туда в следующий раз.






А мы идем к провальным воронкам.
Это не стихийное бедствие, оно не само обвалилось. Пустые верхние горизонты шахт взорвали контролированно, чтобы избежать произвольного обрушения. Когда случаются (раньше случались) самопроизвольные обвалы, приходилось отселять целые поселки.
Самые масштабные провалы в районе шахт Гвардейская и Терновская, а также за шахтой Юбилейная и Галковского рудника. Чтобы обойти их все, дня не хватит.




Впервые  попав в Берлин, мой сын, от полноты чувств, ляпнул: "Как им повезло, что их так разбомбили!" - имея в виду количество  современной архитектуры  в послевоенном городе.

В Кривом Роге постоянно хочется сказать: "Как им повезло, что их так раскопали!" - была плоская скучная степь, а теперь горы, и ущелья, и озера. Красиво все это не только с правильного ракурса, но и по жизни.


Недоступные, разноцветные стены, глубина до 200 м. Митинговала против клише и штампов, но никаких аналогий, кроме Грандканьона придумать не могу. Местами очень похоже.
Карьеры, ущелья, овраги редко получаются на фотографиях. В жизни "вау!" - на фотографиях плоско и непонятно, где именно "вау"?
Просто поверьте мне на слово, что это офигенно красиво и ярко. А лучше приедьте и составьте собственное мнение.

Видео Анатолия Новака - спуск в "Гнездо дракона" дляоценки степени экстрима



Руда в Кривом Роге добывается открытым и закрытым способом. Открытым, в карьерах, разрабатывают бедные железные руды, которые перед производством чугуна нужно обогащать. Закрытым, в шахтах, добываются богатые руды, с содержанием железа более 50%.
Попасть в шахту - моя давняя мечта, жалко, что не получилось в этот раз.





В Кривом Роге восемь работающих шахт, и пятнадцать не работающих или работающих только на откачку воды. Самая глубокая шахта Юбилейная, 1740 м.
Шахтные копры в Кривом Роге называют Эйфелевыми башнями (криворожскую руду когда-то использовали для строительства Эйфелевой башни в Париже).
По-моему, копры самодостаточно красивы. Из них, будь туда свободный доступ, получились бы отличные смотровые площадки с видом на весь город.
Во время Недели индустриального туризма на копре шахты Юбилейная проводился пленер для художников.



Копры бывают металлические, башенные и полностью железобетонные. Бетонные, не удержусь от штампа, похожи на средневековые оборонные башни итальянского Сан-Джеминьано, гордо возвышающиеся над городом, как символы власти.
Если бы я делала фотопроект о Кривом Роге, то фотографировала бы даже не фотогеничные красные пейзажи, а копры шахт и дома культуры. Они удивительные.




Едем на затопленный гранитный карьер. Хотела подсмотреть название в нашей программе, но  он  там тоже значится как  "затопленный гранитный карьер" -  у этого молодого озера  еще даже нет собственного названия. Как нет и пляжа, и устоявшейся береговой линии - глубина озера ежегодно увеличивается на два метра.
Все двадцать три озера в Кривом Роге антропогенного происхождения, это бывшие карьеры. После завершения работы чаши карьеров заполняются грунтовыми и дождевыми водами. Часть карьеров железорудные, часть гранитные.
Озера Визирки - три железорудных карьера 1964-1974 года сейчас уже заказник "Визирка", где охраняются уникальные выходы горных пород, редкие растения и животные. Гранитный Карачуновский карьер известен своими водопадами.
Некоторые озера повторно засыпают отвалами пустой породы, и они исчезают. Есть красные озера с ярко-ржавой железистой водой, есть черное озеро на дне провальной воронки - вода в нем цвета йода..




Озеро формой напоминает сердечко (как и карьер ЮГОКа, как и Криворожский Байкал. Они тут такие романтики)). В озере чистая, ярко-бирюзовая вода, но свет уже немного ушел, и на фотографиях это не очевидно.
Не в каждом озере можно безнаказанно купаться - лучше уточнить, кто, что и когда в последний раз сюда сбрасывал. Не в каждом карьере оборудована спасательная станция. А когда глубина у берега  метров пятнадцать, а посредине метров пятьдесят, учиться плавать лучше где-нибудь на берегу.
Но в большинстве озер вода чистая, в некоторых даже минеральная, оборудованы зоны отдыха. Кривой Рог, постепенно, превращается в озерный край.





Аааа, режимное время уходит!! А нам еще нужно доехать до Буршицкого отвала.





В Кривом Роге со всех сторон горы - разновысокие, разноцветные хребты тянутся до горизонта. Криворожских гор гор нет ни на одной карте, это отвалы пустых пород из карьеров, обогатительных фабрик, шахт. Общая площадь отвалов 12,5 тыс га, их насыпают с 1885 года.
Буршицкий отвал на находится юге, с него лучшая панорама на ночной Кривой Рог.



Как людина похилого віку, я   в следующий раз возьму туристические палки. Остальным они, наверное,  не понадобятся. Забраться можно,  стремно, но можно.
Под ногами цветы и трава, до горизонта город в ночных огнях, над городом огромная апельсиновая луна: таким я теперь буду помнить Кривой Рог.



Фотографирование ночной панорамы с телефоном со вспышкой (равно как и фотоаппаратом без штатива) - победа оптимизма над здравым смыслом. Но вид с отвала фантастический



Петровский отвал - в центральной части города. Путеводитель считает, что оттуда самый красивый рассвет (это уже похоже нак план поездки: рассвет на одном отвале, закат на другом)
На Петровском отвале горожане встречают Новый год: наверху устанавливают елку, Дед Мороз со Снегурочкой прилагаются.




Отвалы Первомайского карьера Южного ГОКа засажены крымскими соснами.
А экскурсовод Владимир Овнур высаживает на отвалах деревья и луковицы тюльпанов. Ему помогают экскурсанты: метод Тома Сойера в действии.




Это конец первого, длинного и яркого дня в Кривом Роге, нетуристическом городе, способном удивить любого туриста

Продолжение следует.

















Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments