galinaaksyenova (galinaaksyenova) wrote,
galinaaksyenova
galinaaksyenova

Category:

Железный город - 2: Индустриальное


В Европейский маршрут индустриального наследия (ERIH) включены пять объектов из Кривого Рога: карьер Ингулецкого ГОК, карьер Южного ГОК, коксохимическое производство (коксовые батареи № 5, 6) "АрселорМитал Кривой Рог", скансены техники Арселора и Южного ГОКа. На трех из них мы побывали во второй день блог-тура.
Пять объектов ERIH в Кривом Роге - это в пять раз больше, чем в любом другом городе Украины (в ERIH включены еще соляная шахта в Соледаре, угольная шахта в Донецке, музей авиации в Киеве...)


Европейский маршрут индустриального наследия ERIH не так известен, как Список Юнеско, но попадание в него тоже очень престижно. ERIH раскрывает индустриализацию как коллективную европейскую историю, которая никогда не была чисто национальным явлением. На сайте ERIH более 1500 сайтов в 47 европейских странах, 20 региональных и 13 тематических маршрутов.

На огромном карьере Южного ГОКа, начиная с 1953 года, добыто 1,55 млрд тонн руды, его площадь (если верить туристическому буклету) равняется трем Монако. Монако - удобная единица измерения, особенно для ГОКов, но размер карьера, действительно, впечатляет.
ЮГОК - самый длинный (5,8 км) и самый глубокий (470 м) карьер Украины. По форме он напоминает сердце - огромное железное сердце Кривбасса.



На карьере Южного ГОКа работают около 150 человек, всего на ЮГОКе - 6600 человек.
Здесь изобрели технологию обогащения бедных руд, с содержанием железа менее 40%, которые ранее считались бесперспективными.


Технологический процесс состоит в измельчении железной руды до сосотояния пыли и прогоне ее, вместе с водой, через магнитные валки - железо прилипает к магнитам, шлам остается (места складирования шлама называются хвостохранилищами).

Конечная продукция ЮГОКа  – железорудный концентрат и агломерат, которые используют в металлургии. Концентрат  – порошок черного цвета, похожий на муку. Агломерат  – куски спеченного концентрата, похожие на конфетки из пористого шоколада. Их продают на внутреннем рынке, а также в Европу, Китай и Японию.

Сначала бульдозеры выравнивают площадку, затем буровые станки бурят скважины глубиной 19 метров, в которую закладывают взрывчатку. После взрыва экскаваторы грузят руду на транспорт.

Взрывами карьер разрастается во все стороны. Большой взрыв бывает раз в неделю по средам: в пробуренные шуфты заливают двухкомпонентную взрывчатку с патриотическим названием "украинит". Она не содержит тротилла, после перехода на нее вредные выбросы уменьшились в 14 раз.
Большой взрыв - запоминающееся зрелище, на которое, иногда, даже пускают туристов. А иногда не пускают - если взрыв происходит близко к смотровой, и безопасность туристов под вопросом.
Взрыв виден и с Буршицкого отвала, куда доступ свободный.
Видео взрыва с Ютуб

Милая такая забота о здоровье: здесь и без курения много чего носится в воздухе.
Производство, по определению, очень пыльное: над карьером фильтры-уловители не поставишь. С пылью борются
несколько гидромониторов - огромных поливальных машин. Эти же машины регулярно смывают пыль с дорог в ближайших жилых кварталах. Но все равно, на любой поверхности бурый налет.


На больших магнитных валах в скансене горной техники Арселора, далеко от Южного ГОКа, тонкими иголочками оседает железная пыль из воздуха.
Действительно, курить - это лишнее.


Экология в Кривом Роге больной вопрос. Но именно ЮГОК первым ввел автоматическую систему экологического мониторинга, показатели которой доступны в системе онлайн.
Огромные 130-тонные Белазы выглядят на дне карьера маленькими коробочками. Они добывают руду только на нижних уровнях, ниже отметки 210 метров, и поднимаются наверх только на ремонт: гонять эти чудовища вниз-вверх дорого, в сутки каждый сжирает 900 литров топлива.
Выше горизонта 210 метров работает железнодорожный транспорт.

Возле смотровой площадки строят СТО для обслуживания карьерных Белазов - будущая отличная возможность рассмотреть монстров вблизи. Диаметр колеса у карьерного Белаза 3,5 метра. И у каждого, как у корабля, есть имя: Витязь, Богатырь, Дружба, Бригантина.

Запасов руды, по оценкам специалистов, в карьере хватит еще лет на шестьдесят.
Представляете, какое потом здесь образуется озеро? Целое море!

Черно-красные стены карьера. Черное - железная руда, красное - тоже железная руда, но уже окисленная.
Магнитным методом отделяется только руда из черных руд, красные породы, уже окисленное железо, нельзя обогатить, пропуская через магниты. Его просто пока складывают в отвалы. Но существуют способы химического извлечения железа из такой руды, и,возможно, отвалы когда-нибудь переработают повторно.
ПАО "АрселорМиттал Кривой РОГ" - следующий объект ERIH, который мы посетили.
Экскурсии по индустриальному наследию Кривого Рога - почти всегда посещение действующих предприятий. Во всем мире это редкость: обычно показывают что-либо древнее и давно не работающее.



Музей истории завода открыт в 1984 году, в канун 50-летия комбината. В музее три зала - о прошлом, настоящем и планах. Можно увидеть образцы продукции, сырье, узнать о технологическом процессе. Интересно даже людям, далеким от металлургии.
Вход свободный, понедельник-суббота с 8 до 16, 45.

На макете видно, насколько завод огромный - целый город, со своими карьерами, шахтами, электростанциями, инфраструктурой.
ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог» – предприятие с полным металлургическим циклом, которое включает коксохимическое производство, горнорудное производство (открытые разработки и подземная добыча руды) и металлургическое производство, в составе которого действуют аглодоменный, сталеплавильный и прокатный департаменты.


Завод построен в 1934 году - в 2014 году опраздновал 80 летие.
Во время Великой Отечественной цеха вывезли в Тагил, а после победы полностью разрушенное производство восстановили в рекордные сроки - уже в 1954 году здесь выплавили первую послевоенную сталь.
В 1974 году здесь задута самая мощная в мире доменная печь объемом 5000 метров кубических.
На заводе много всего самого-самого, впервые построенного, изобретенного, опробованного, чем может гордиться украинская металлургия.
И самая крупная сделка по приватизации в Украине - продажа Криворожстали АрселорМиталу.


АрселорМитал - крупнейший украинский экспортер (основные покупатели нашего металла китайцы).
Прокат Арселора использовался при строительстве Бурдж-Дубаи, самого высокого здания в мире.


Экскурсии на производство - всегда добрая воля завода.
Они бесплатны для нас, но для производства стоят сил, времени и нервов: туристов нужно встречать и развлекать, (отрывая от работы персонал), а, самое сложное, обеспечить безопасность, чтобы типичный идиот с фотоаппаратом не влез в производственный процесс , со смертельным для себя исходом.


Переодеваемся в спецовки, рабочую обувь. Каски, очки, перчатки, респиратор...
Слушаем инструктаж по технике безопасности и расписываемся, что все поняли.


В комнатке для туристов одежда всех размеров. Отдельная вешалка с детскими спецовками.
На заводе есть день "Мои родители работают на Арселоре", когда работники приходят на смену с детьми и показывают им свое рабочее место.
Судя по размерам костюмчиков, профориентация начинается лет с пяти, и это правильно


Мало где сегодня увидишь доски почета. Они, вместе с соцсоревнованием и пятилетним планом, остались в советском прошлом. Но идея ведь была хорошая.
На Арселоре ежегодно выбирают лучших по профессии - к званию прилагается премия или путевка, а портрет человека целый год украшает аллею славы завода. По-моему, это очень добрая и правильная традиция.


Скансен Арселор Митал, музей под открытым небом, в котором можно увидеть технику, когда-то работавшую на горно-обогатительном производстве.
Огромный 40-тонный Белаз выглядит солидно, хотя он в три раза меньше своих собратьев, работающих в карьере.



Вагоны, горное оборудование, магнитные валки, через которые руда пропускается при обогащении. Можно увидеть старую горную технику и как она менялась последние годы (не особо она и менялась).


Сколько блогеров вмещается в ковш эскаватора? (Спойлер: много, когда-то впихнулись все 50 студентов, приехавших на экскурсию)

Коксовые батареи № 5 и 6 "АрселорМитал Кривой Рог" включены в Европейский маршрут индустриального наследия (ERIH).

В туристическом буклете сказано: "На металлургическом предприятии можно увидеть увлекательные процессы производства кокса". Не знаю, насколько производство кокса (того, который доменный) увлекательно, но коксохим - это самое фотогеничное, что нам показали в пресс-туре: дым, пар, огонь, движение, темные стены - полный стимпанк.
На экскурсию можно попасть через Институт развития Кривого Рога, по предварительной записи (и группой не меньше 20 человек).


Мы не спросили, считают ли работницы коксохима процесс фотогеничным и увлекательным. Блогеры поинтересовались зарплатой: она раза в полтора выше средней по городу (а средняя зарплата в Кривом Роге выше средней по Киеву). И на таком производстве идет горячий стаж: десять лет работы в фотогеничном месте дают право выйти на пенсию на десять лет раньше.
Как многое в жизни, работа здесь вопрос личного выбора и сложных компромиссов.




Экологию в Кривом Роге не ругает только ленивый. Экологические проблемы видны из любой точки города разноцветными дымами над множеством труб. Но все прекрасно понимают, что производство, каким бы оно ни было грязным, нельзя остановить. АрселорМитал - место работы и кормилец половины города.
Если жилые кварталы находятся прямо под заводскими трубами, то, во-первых, с этим мало что можно сделать, а, во-вторых, построил их там не Арселор.

АрселорМитал приобрел завод со всеми проблемами, в том числе, экологическими.
Э
кология - это дорого, в нее вкладываются огромные деньги. Завод выполняет свои инвестиционные обязательства. Половина коксовых батарей уже перестроена полностью и оборудована современными системами очистки.


На самом деле, АрселорМиталу не нужно бояться людей с фотоаппаратами.
Лучшим амбассадором завода был наш гид Николай. Он просто показал на трубы: "Видите, эти батареи коптят, а вон те перестроены в прошлом году полностью, от фундамента, и не дымят. Скоро и эти реконструируют".

И да,  над этими трубами черный дым, а после реконструкции не дымят. Совсем.



В огненном производстве всегда присутствует магия.
А вот в тонкости коксохимического производства я не вникла, потому что бегала с фотоаппаратом и не слушала экскурсовода.



Если бы меня пустили, я здесь бы на каждую лестницу залезла. Вот именно поэтому действующие предприятия и не любят туристов.
На сайте завода прекрасная фотогалерея.
Любуюсь и сожалею, что блогеров, для их же безопасности, пускают не везде

Далі буде...

































































Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments