?

Log in

No account? Create an account

Львы, мельницы, резвящийся Ленин и фестиваль «АртПоле», на который можно было и не ехать

Белая Церковь – Немиров – Воробьевка - Соколец – Печора. 12.07.2009.

height="40%"

Маршрут туда: Белая Церковь – Сквира – Немиров – Соколец – Печора.
Обратно ехали через Тетиев.
Расстояние в одну сторону около 160 км.

Через Сквиру на Винничину ехать не стоит - дороги ужасные. Местами между селами попадаешь на жуткую брусчатку с ямами и колдобинами (куски километров по 20). Остальное – как бы асфальт, но тоже, впрочем, с ямами.

Зато при скорости движения 20 км/ч вполне успеваешь смотреть по сторонам и любоваться пейзажами. Главное не засмотреться и не влететь в особо глубокую яму.
Не смогла проехать мимо василькового поля. Вот.

height="40%"

В Новой Фастовке остановились возле старой мельницы: 1896г. Сохранилась отлично: стены полностью целые. Видно, что недавно ее пытались реставрировать, но ремонт почему-то прекратился.

height="40%"

Город Немиров – первая ассоциация какая? Правильно! У меня тоже.
Городок небольшой, провинциальный, но с древней историей.
Скифские поселения на территории Немировского городища относятся еще к 6 в до н.э. Возможно, что за уцелевшими скифскими валами в 10-11 в.в. находился древнерусский город Миров.
Я до скифского городища не дошла – начался дождь. Оно где-то за парком санатория «Авангард».

Первое упоминание о Немирове относится к 1506 г. В течение полутора веков за него велись постоянные войны. Он даже был какое-то время резиденцией незадачливого гетмана Юрия Хмельницкого.

Долгие годы город был вотчиной Потоцких. Винцентий Потоцкий немало способствовал развитию города. Барин был большой оригинал - завел традицию: для получения разрешения на брак крестьяне должны были посадить несколько плодовых деревьев, причем подвои выдавались бесплатно из графского питомника. Вот так ненавязчиво прививалась в крае культура садоводства.

В пожарах 1803 и 1811 г.г. Немиров выгорел дотла, поэтому здесь сохранилось совсем немного архитектурных памятников прошлых веков.
Костел св. Юзефа – 1803г. скорее забавный, чем красивый: две башни – и на каждой часы. Зачем двое часов, если время они показывают одинаковое?

height="30%"

Все пути ведут к ликеро-водочному заводу. Над городом сладковато-тошноватый запах браги. Бодрит, однако. Может, на этом и основан лечебный эффект санатория «Авангард»?

height="40%"

Дворец для княгини Щербатовой, внучки Б. Потоцкого построили архитекторы Г. Гринер и Э. Крамарж в стиле классицизма. По легенде, дворец строился очень долго (1885-1917 г) потому что Марии Щербатовой гадалка предсказала смерть после окончания строительства. Могли бы и что-нибудь позатейливее за 32 года соорудить.

Мне дворец не понравился – слишком похоже на Дом культуры Мриупольского коксохимзавода, куда мама водила меня в детстве на музыку, невзирая на полное отсутствие у ребенка музыкального слуха. В результате я не люблю не только музыку как таковую, но и подобную архитектуру.

Но если даже отвлечься от моих детских травм – согласитесь, что это сильно похоже на сталинский ампир. Я понимаю, что советские архитекторы тоже кого-то копировали. Но осадок остался…

А львы возле входа понравились: забавная парочка – сонные и добрые.

height="30%" height="30%"

Дворец был экспроприирован после революции, в 1921 г в нем был открыт санаторий «Авангард», благодаря чему внутреннее убранство относительно сохранилось.

За парком пытаются следить и местами подстригать, но в большей части он дикий и неухоженный.
А вот какая водонапорная башня. Архитектор Пехлер.

height="30%"

И сильно порадовал Ленин, стоящий напротив дворца. Издали он выглядит вполне традиционно, но что-то в его позе напрягает настолько, что хочется подойти поближе. Поближе выясняется, что таки да – подойти стоило.

height="30%"

Не знаю, кто и зачем такое сделал с вождем пролетарской революции. Зато Ленин получился абсолютно неканонический.

height="35%"

Электростанция на берегу реки Мирки, напротив водочного завода, одна из первых в Украине дизельных электростанций, была построена в 19 в., предположительно архитектором Пехлером.
Жалко, что сейчас здание не используется. А могли бы приспособить хотя бы под фирменный магазин «Немиров» - благо, завод напротив, под кафе, музей города – да под что угодно.

Поворачиваем на Могилев-Подольский, а потом на село Воробьевку. Воробьевка славится исключительно фестивалем «АртПоле». Чем славится фестиваль «АртПоле», я так и не поняла.

5 (пять!!!) постов ГАИ на доезде к селу. Пустоватая стоянка.
Ряд столиков с сувенирами – очень бледное подобие Андреевского спуска.

На фестиваль нужно пройти по деревянному мостику. У девочки на рецепшене, к счастью, закончились билеты. Не дождавшись радости быть обилеченными, прошлись по территории, и не очень поняли, за что с нас пытались взять 15 грн. за вход.

Понимаю, что это только первый день, открытие фестиваля. Но что-то же должно происходить и в первый день. Кое-что, впрочем, происходило – местами и немного.

Остров лирника Сашка. Мужик чудесно рассказывал сказки.

height="30%"

Девочка плела нечто из осоки. Объяснила, что она волонтер, ее озадачили, а конечный замысел известен только автору. Хорошо если хоть ему известен.

height="30%"

Несколько человек лениво возводили пирамиду – идею я не уловила.

height="30%"

В основном, каждый занимал себя сам: кто фотосессией, кто плетением венков, кто волейболом.

height="30%"

Потынявшись по территории около часа и поздравив себя со счастливо сэкономленными 15 гривнами, мы уехали, решив вернуться к вечернему концерту. Наши планы нарушил дождь. Так и не знаю, есть ли жизнь на «АртПоле».

Хотя идея пожить неделю в палатке, в красивом месте, возле Южного Буга, с тем, что тебя как-то пытаются развлечь, сама по себе неплоха. И будь у меня немеряно свободного времени…

Дальше едем в сторону села Соколец. Проезжаешь через мост и – пропустить невозможно – развалины огромной мельницы. Внутри следы пожара – мельница сгорела в начале 90-х. Говорят, что сожгли конкуренты. Если бы не пожар – она бы еще сто лет работала.

height="30%"

Жалко промышленные здания – у них нет будущего. Эту мельницу вряд ли кто-то будет восстанавливать, хотя она и считается памятником архитектуры.
Согласитесь, красиво. Как по мне, гораздо более стильно, чем предыдущий дворец. Зачем мельнице кружевные кованые балкончики и изукрашенная крыша?

height="30%"

Промышленное здание – вроде, сыроварня или маслозавод - закрыто, но на дверях объявление. Вот:

height="30%"

По всем вопросам обращаться …и № телефона Последний хвостик с объявления ободрала я – хорошо ведь, что где-то есть человек, способный ответить на все вопросы.

Южный Буг в этом месте порожистый, по берегу скалы. Берег удивительной красоты, очень много туристов с машинами и палатками. На въезде платный шлагбаум – собирают деньги «на ремонт Провала». Хотела бы я в следующей жизни быть директором такого шлагбаума – работа денежная и не пыльная.

Съели бутерброды и пережили нашествие коров.

height="30%"

На гранитной скале увидели золотые купола и поехали их искать. Нашли с третьего раза, хотя все местные жители дружно показывали в одну сторону – проехать, оказывается, нужно через дворы раздолбаной инфраструктуры советского времени.

height="30%"

Первые упоминания о Печоре встречаются в документах 16 в. Когда в 1682г турецкий султан отдал молдавскому воеводе Георгию Дуке в правление Правобережную Украину, воевода выбрал для своей резиденции Печору – необыкновенной красоты место над порогами Южного Буга.
Предполагают, что название произошло от слова «пещера». Археологические раскопки, проведенные в 1948-1949 г.г. подтвердили существование пещер и обнаружили поселения трипольской культуры.
Какое-то время имение принадлежало Юрию Хмельницкому. В 1683 г. он перенес резиденцию в Немиров, после чего гетманский дворец был разобран. Из него построены фундаменты и ограда деревянной церкви Рождества (1764 г.). В 1865 г. к церкви была пристроена колокольня.
Покрашенная веселенькой краской церковь смотрится, достаточно нелепо – но это уже на совести местного священника. За храмом каменный крест 1786 г.

height="30%"

Вид сверху открывается замечательный. Жалко, что дождь нас быстро оттуда прогнал.

height="30%"

Граф Константин Потоцкий построил в Печоре двухэтажный дворец среди регулярного французского парка. Дворец не сохранился – его разобрали в 1920х годах. На его месте панельное здание поселковой больницы.
А возле входа два дивных льва, заботливо выкрашенных серебрянкой. Выглядит глупо, и в то же время забавно.

height="30%"

Парк вокруг заброшенный, но абсолютно уникальный. По периметру аллеи из 250–летних лип. Высокий склон к воде украшают искусственно созданные хаосы и гроты. К воде можно было спуститься по старой каменной лестнице.

На самой окраине одичавшего парка мавзолей Потоцких архитектора Городецкого. На цоколе написано по-польски «Пляновал Владислав Городецкий». Мавзолей был построен в 1904 г. Это был период экономического кризиса начала ХХ века, когда строительство в Киеве сократилось, и известный к тому времени архитектор Городецкий был вынужден принимать и мелкие заказы.

height="30%"

Это небольшое здание в плане в форме латинского креста. В западном конце вход, в боковых были когда-то витражные окна, восточная сторона представляет собой апсиду. Под ней ступеньки в полукруглую крипту – там аркасолии с погребениями, часть из них так и осталась пустыми.

В советское время в мавзолее был клуб с киноустановкой, а потом здесь планировалось открыть краеведческий музей. В наше время часовню снова освятили как римо-католический костел Андрея Боболи.
Когда я зашла внутрь, там правили службу: десяток-полтора прихожан и молоденький священник. Внутри следы свежего дешевого ремонта – стены покрашены в радостный голубенький колер, цветы, скамьи. Выглядит именно как провинциальный костел на полтора десятка прихожан.

название или описание

Снаружи мавзолей, к счастью, покрасить не догадались – а потому снаружи он гораздо интереснее. Как всегда у Городецкого, смешение исторических стилей. Идеально ровный пол из метлахской плитки, тяжелые двери на стилизованных завесах. Рваный гранитный камень на самом деле искусственный, из цемента. Лепные детали вокруг окон тоже из цемента – этот материал Городецкий особенно любил. Городецкий широко применял новейшие материалы и технологии строительства, не останавливаясь даже перед сложностями доставки их в далекую Печору. До наших дней без ремонта достояла черепичная крыша. Даже крышка над криптой из гофрированного оцинкованного железа не потемнела от времени. Умели же люди строить!

height="30%" height="30%"

Перед мавзолеем-усыпальницей – большие ворота, навешенные на две колонны-пилона. Внутри каждого пилона устроена часовенка. Возле ворот несколько фрагментов ограды – кованые решетки и опоры, украшенные накладными цементными латинскими крестами. И все это на фоне темного одичавшего парка. Мавзолей считается одной из лучших работ Владислава Городецкого.

height="30%"

В этих краях много чего еще надо было бы посмотреть, но наши планы нарушил дождь.
Обратная дорога через Тетиев оказалась намного лучше.

Comments