?

Log in

No account? Create an account

Дамба Северного моря. Проект "Дельта"



Почти любой рассказ о Нидерландах начинается с банальности о том, что Бог создал землю, а Голландию создали голландцы. Собственно, так оно и есть.

Главная отрасль промышленности Голландии - преобразование воды в сушу.

Цифры отличаются в разных источниках, но  огромная часть страны (то ли 1/3. то ли 2/з) лежит ниже уровня моря - и на этой территории проживает 60% всего населения. Самая низкая точка - 6.5 м  ниже уровня моря находится возле Роттердама, высота большей части территории Нидерландов не  превышает  одного метра над уровнем  моря.
Вот где-то так:



"Неясно, - говорил когда-то Тацит об этих землях,-как следует называть их  - землей или водой"

В таких местах особенно хорошо понимаешь, что в такой же степени, как Голландцы сделали свою землю, эта земля создала их. Своим национальным характером голландцы обязаны отчасти истории,отчасти почве и климату.
 Каким должен быть народ, захотевший поселиться на такой окраине? Зачем им были нужны эти ровные, как стол, земли, где только копни землю, и сразу выступит вода, где землю приходится отвоевывать у моря, где из полезных ископаемых только торф и песок - и даже камни для плотин приходится импортировать из Швеции и Германии?


Наводнения для Нидерландов - страшная, но обыденная реальность. В 1170 году море оторвало от суши нынешние Фризские острова. Самым крупным в истории страны было наводнение 1282 года, когда приливная волна затопила территорию, на которой проживало 50 тысяч человек - по преданию, все они погибли. Тогда пресноводное озеро Флево превратилось в залив Северного моря Зейдерзе. Обратное превращение произошло почти через 700 лет - залив был перекрыт дамбой, за несколько лет превратился в пресноводное озеро благодаря притоку речной воды, потом был разбит на польдеры и осушен.И теперь  из этих польдеров состоит целая голландская провинция — Флеволанд (1412 кв. км), которая находится посреди крупнейшего в стране озера — Эйсселмер.

Борясь всю жизнь с наводнениями, голландцы нередко пользовались ими для защиты от врага. При военной опасностиони открывали шлюзы и затапливали польдеры  слоем воды глубиной не больше 30 сантиметров. Для передвижения на лодке было слишком мелко, а пешком — глубоко. Особенно часто они пользовались этим оружием во время Восьмидесятилетней войны за независимость с Испанией (1568–1648), говоря при этом, что лучше «погубить землю, чем потерять ее». Развитие артиллерии и особенно авиации сделало такую тактику боя малопродуктивной.

Самое страшное наводнение 20 века произошло в 1953 году - такие случаются не чаще раза в 400 лет: неблагоприятное сочетание десятибального шторма, сильного ветра с моря и прилива. Дамбы были прорваны в 67 местах, затоплено 1500 кв км земель, погибло около двух тысяч человек. Чтобы восстановить разрушенные дамбы потребовалось около года.

Через три недели после наводнения была создана комиссия, разработавшая и начавшая воплощать в жизнь план "Дельта"
По проекту "Дельта-план" решено было перегородить устья рек, впадающих в Северное море. дамбами и плотинами. Общая длина дамб составила около 30 км, причем они сократили длину береговой линии почти на 700 км, выпрямив ее вдоль берега моря.
Дамбы построены приблизительно так:


О  том, какое это гениальное инженерное сооружение, можно почитать в Википедии, откуда, собственно, и стянута картинка

Сайт проекта "Дельта"

 К концу XX века дамбами и барьерами были закрыты устья всех рек на юго-западе Голландии, за исключением Западной Шельды и Ньиве-Ватервег.  Их оставили открытыми, потому что через них осуществляется судоходное сообщение с Антверпеном и Роттердамом, крупнейшим портом Европы, а в 1962–2004 годах — и всего мира.



Под давлением защитников окружающей среды, а также рыбаков дамба закончена не была, поскольку при полном закрытии залива от моря сильно пострадала бы местная рыболовецкая отрасль. Рыбалка всегда являлась крупнейшим источником дохода для таких деревень как Ирсеке и Брёйниссе, в которых люди занимались разведением устриц с 1870 года.

Просто вижу: в нашей стране меняют проект стоимостью 2.5 млрд долларов чтобы облегчить жизнь устрицам! А голландцы это сделали.

Вместо плотины в устье Восточной Шельды возвели специальную противонагонную преграду высотой от 30 до 50 м, которая состоит из мощных бетонных опор со стальными воротами-затворами между ними, которые при угрозе наводнения можно быстро закрыть. Четырёхкилометровая секция плотины имеет огромные шлюзовые механизмы, обычно открытые, но закрываемые при неблагоприятных погодных условиях. Барьер состоит из 65 бетонных колонн высотой 35-38,75 м и весом 18 тыс. тонн каждая. На колонны крепятся 62 стальные ворота шириной по 42 м.



 В течение четырех десятилетий были построены 13 дамб, крупнейшей из которых является Остершельдекеринг, штормовые барьеры, шлюзы, насосные станции и другие сооружения. Последним объектом проекта «Дельта» стал введенный в строй в 1997 году штормовой барьер Масланткеринг.



Оказывается, огромной, не имеющей пока в мире прецедента гидротехнической системой могут управлять всего 50 работников. Для них на острове Неелтье-Янс было построено специальное здание, где размещен также музей, рассказывающий о проекте "Дельта" и истории его осуществления.



По дамбам можно проехать. На велосипеде, наверное, веселее, но и на автомобиле не запрещено. Оборудованы стоянки (даже бесплатные - что для Нидерландов почти что чудо), места отдыха и даже какие-то кафушки в дюнах. Песок чистейший, палатки и костры разрешены только в специально отведенных местах.



4 октября 1986 г. королева Нидерландов Беатрикс нажатием кнопки опустила все 62 стальных затвора (каждый шириной 45 м), введя тем самым в эксплуатацию гигантское гидротехническое сооружение стоимостью 2 млрд долл.

 Американское общество гражданских инженеров (ASCE) в 1994 году включило проекты «Дельта» и «Зейдерзее»в список Семи современных чудес света наряду с такими инженерно-техническими объектами, как Панамский канал и тоннель под Ла-Маншем.

Разрушить такие защитные сооружения сможет шторм, который случается не чаще раза в тысячу лет. По-моему, вполне приемлемый гарантийный срок.



Первоисточники:
http://revolution.allbest.ru/history/00121373_0.html
http://www.mnemosyne.ru/arhivarius/nhflood-1.html
http://www.expert.ru/printissues/countries/2010/05/ot_lubvi_do_nenavisti/
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3

Comments

Не сложилось с тюльпанами - сентябрь на минуточку.
С коровами тоже почему-то не сложилось, так что из голландских стереотипов только мельницы и ветряки - они всесезонные
фото с ветряками и облаками офигенные! особенно 2-я снизу, с псисами. прям готовая декорация для картин Хичкока :)
Спасибо!
Там скворцов просто огромные стаи - не могу понять, как они с ветряками уживаются.
Ветряки вращаются, вроде, медленно, но скорость на конце лопасти (ну, насколько я помню школьный курс геометрии) - где-то 200 км/ч. Так что птицам лучше держаться подальше
ыыыыыыыыыыы!!!!!!!1
Я читала, как у Вас с Дельтой не сложилось - после этого точно решила, что нужно таки ехать своей машиной, а не пытаться разобраться с их общественным транспортом.
Так что спасибо большое за наводку.
И да, "Дельта" очень классная!!!
я уже поняла, именно поэтому у меня был такой неадекватного содержания комментарий))))

а вы прямо до Delta Expo доеъали?
Да, мы в Бельгию вдоль моря ехали - по двум самым большим дамбам.
Там параллельно основной трассе велосипедно-автомобильная (т.е., наверное, для велосипедов, но и автомобилям движение не запрещено) дорожка с парковками и обзорными площадками - практически вдоль всей Дельты.
Туда нужно с велосипедом и на целый день.
Возле Delta Expo останавливались, но внутрь не пошли - там все по-голландски, а я и английского-то не знаю(((
клево, еще бы до самой Дельты с великом добраться. хотя это можно в Рдаме взять, доехать до нужной остановки, откужа уже тем 133 автобусом до Дельты. ъотя не факт, что в автобусе с великом пускают

мда )
Из Роттердама в сторону Дельты интересно выезжать еще и потому, что несколько километров едешь мимо порта. Сооружения колоссальные, и намного интересней, чем экскурсия в порт на кораблике.
И я не думаю, что в Нидерландах есть места, куда не пускают с велосипедом. Велосипедистов на дамбе было очень мнего - как-то же они туда попали ))
супер. спасибо.
)))