?

Log in

No account? Create an account

Европа в поисках современной архитектуры: Берлин - 1



До Берлина 580 км. Ура, наконец-то немецкие автобаны! Хвалить немецкие дорги банально, но как же их не хвалить? Когда я составляла маршрут, мне советовали сделать перееезды поменьше: 600-700 км в день - это много, вы устанете и вам будет скучно. Неправда! Я на немецких автобанах не уставала, и мне было весело!

Я даже проверила, до какой скорости можно фактически разогнать мою ласточку (почему, в конце концов, не разогнаться на пустой дороге, если я два года об этом мечтала?). Правда, сын говорит, что сидеть со мной рядом на скорости за 160 было страшновато - я же еще и окрестности пыталась обзирать: "Ой, посмотрите, какие коровки!" Немецкие автобаны бесплатные.  Живут же люди!

Наша гостиница рядом с Потсдармер платц.

Вот так Потсдармер платц выглядела в начале прошлого века - это была одна из самых оживленных площадей Берлина, отсюда отправился первый берлинский поезд на Потсдам, здесь в 1924 году появился первый светофор.





Потсдамская площадь была почти полностью разрушена во время боев за Берлин. Бои здесь шли особо упорные и кровопролитные - рядом находилась рейхсканцелярия с подземным бункером Гитлера. Потом по площади проходила демаркационная линия, а когда построили Берлинскую стену, здесь долгие годы был пустырь. Помните, как в фильме "Небо над Берлином" старый писатель в сопровождении ангела бродит по пустырю в поисках Потсдамской площади своей молодости. а его окружают только развалины?





С Берлинской стеной получилась забавная история. Потсдармер платц была территорией ГДР, но, когда возводили стену, часть площади почему-то не огородили. Поэтому сюда вообще никто не имнл права заходить - западные немцы потому что это соседнее государство, восточные - потому что за стеной. Потом поселилась в палатках какая-то коммуна полухиппи-полубомжей и, когда их достали западногерманские пограничники, они сбежали в ГДР - редчайший случай в истории разделенной Германии.

Фотографии стянуты отсюда.

После объединения Потсдармер платц решили отстроить. Генеральным застройщиком выступила компания Debis AG, управляющая недвижимостью Даймлер Крайслер. На площади развернулась грандиозная стройка с ежедневным объемом затрат 2.5 млн. ЕВРО. Городу это строительство обошлось в более чем 5 млрд ЕВРО.







Замысел был насколько масштабным, настолько и трудновыполнимым. В больших городах очень трудно строить в центре - невозможно полностью остановить движение, шум, пыль, неразбериха. А здесь - ничего подобного - слаженная осмысленная работа и никакого хаоса.



Однажды на стройке Потсдармер платц была исполнена «Симфония кранов». Дирижёр подавал цифровые сигналы. Каждый означал какое-либо движение, и все стрелы двигались синхронно со звучанием оркестра. Жалко, что не удалось это увидеть.

В комплексе Даймлер-Крайслер-Сити (архитекторы Ренцо Ринао, Кристофер Кольбеккер) на площади около 70 тысяч кв. метров разместились торговый пассаж, Театр мюзикла, казино и кинотеатр IMAX. В суперсовременную конструкцию из стекла и бетона вписан старый винный ресторан Weinhaus, основанный в 1871 году.

На всей территории послевоенного пустыря осталось всего два строения, реставрация которых ещё была как-то возможна. Weinhaus и гостиница Esplanada, которая была известным, знаковым местом старого Берлина. Туда приходил завтракать сам Кайзер.

Эту гостиницу решили сохранить. Но то место, где стояла гостиница надо было освободить и здание решили передвинуть примерно на 70 метров. И передвинули. 1300 тонн!

Два разных пилона рядом - это Мерседес-центр. Тот, который облицован коричневой плиткой, похожей на кирпич, построен по пректу архитектора Колхоффа. Левее остроугольный прозрачностеклянный пилон - работа Ренцо Пиано. Того самого, что построил в Париже «Центр Помпиду» .

Кольхофф-Тауэр (нем. Kollhoff-Tower) — одна из берлинских высоток на Потсдамской площади, 25 этажей, 103 метра. Проект был завершен в 1999 году. Здание названо в честь архитектора Ганса Кольхофа (Hans Kollhoff).

Сверху на здании смотровая площадка, куда везет за 3.5 ЕВРО и 20 секунд самый скоростной лифт Европы. Вид с нее открывается приблизительно такой:



Стащено отсюда. Это одна из трех самых популярных смотровых площадок Берлина. Две другие - купол Рейхстага и телебашня.

Весь стеклянный, в плане треугольный, Сони-центр создаёт впечатление аквариума, прикрытого сверху японским зонтиком - или как правильнее назвать этот огромный шатер, в профиль напоминающий Фудзияму? Впервые мы увидели его ночью, в сине-сиренево-розовой переливающейся подсветкой. Мерцание купола повторялось в воде бассейнов и фонтанов. Струи переливались молочным светом и постоянно возникали все в новых местах.





И здесь тоже применены природоохранные технологии - дождевая вода собирается, очищается и многократно используется. Площадь ежедневно посещают до 100 тысяч человек.






Сплошное двойное стеклянное остекление - не просто архитектурный изыск. Идея в том, чтобы предоставить служащим в офисах, возможность открывать и закрывать свои окна, когда это им покажется нужным, тем самым экономя на полной климатизации здания (которая редко функционирует правильно и служит рассадником вредных микробов), но одновременно не искушать их возможностью выпасть с 22 этажа, или быть “выдутым” из окна же сильным высотным ветром. Ради этого и делают этот самый двойной фасад (часть фасада “GSW”), в котором наружная оболочка рассчитана на противостояние ветру, но имеет достаточно щелей (зачастую весьма сложных технически), чтобы свежий воздух мог проникнуть внутрь, к обычному окну.



При минимальном знании английского(и/или немецкого, французского, испанского) в Берлине можно сэкономить на обзорной экскурсии.
Бесплатные 3,5 часовые пешеходные экскурсии отправляются ежедневно в 11, 13, 16 часов от Старбука возле Брандербургских ворот. Найти место нетрудно - по скоплению народа и гидам в красных футболках. Записываться заранее не нужно. Попадают все желающие - подходишь, берешь билетик и ждешь начала. Группы водят студенты-волонтеры. За 3.5 часа успеваешь обойти все основные достопримечательности: Бранденбургские ворта, Рейхстаг, мемориал Холокоста, Бебельплац с его памятником сожженным книгам, Чекпойнт-Чарли, Потсдармер-Плац, остатки Берлинской стены, Жандармаркет, Музейный остров, и многое другое.



Наш гид Бруно студент-историк из Англии. Его специализация - новейшая история Германии, период объединения. Поэтому он с особым воодушевлением описывал историю строительства и сноса Берлинской стены.Остатки ее походу встречалась повсеместно. По-моему, к ней впору опять ставить охрану - а то через пару летее всю растащат на сувениры туристы.





 Мой английский близок к абсолютному нулю. Но Бруно рассказывал настолько эмоционально, что я поняла гораздо больше, чем могла надеяться: и про бункер Гитлера, и про Чекпойнт-Чарли, и о том, в куда в Берлине лучше сходить и где дешевле поесть. А, в принципе, я и рассчитывала за это время просто пройти по маршруту и посмотреть, что где находится - это быстрей и экономней по затратам мозгов, чем разбираться с картой. Моя молодежь с английским в объеме школьной программы понимала экскурсию вполне нормально.







Так что очень рекомендую. Нужно или минимально знать язык, или заранее прочесть путеводитель, чтобы быть способным самостоятельно отличить хотя бы Рейхстаг от Бранденбургских ворот. Организация называется New Europe, их сайт. Кроме Берлина, такие бесплатные экскурсии проводятся в Мюнхене, Кельне, Париже, Праге, и еще нескольких городах.

Экскурсия закончилась на Музейном острове на лужайке возле Берлинского собора. Оказывается, на траве можно сидеть, и она не пачкает.



Следующее, что в Берлине нужно сделать обязательно, - экскурсия на кораблике. Мы плавали на этом. Существует несколько маршрутов. Наш стоил 8.5 ЕВРО и продолжается 1,5 часа. ISIC и Берлин-кард действуют, обычно есть аудиогид на русском, но это нужно уточнять.





Избитая фраза о том, что Берлин с воды удивительно красив и о том, что в нем мостов больше, чем в Венеции. Но, поверьте, Берлин с воды действительно удивительно красив! Это нужно увидеть обязательно.







Для поездок по городу мы покупали Berlin Welcome Card всем троим. Достаточно удобный вариант: проездной на 48 часов на все виды транспорта и скидка до 50% при посещении многих музеев. Моя Берлинкард себя оправдала, а молодежи вполне хватило бы простого проездного: все те же и даже гораздо большие скидки представлял ISIC - студенческое удостоверение личности. ISIC вещь вообще незаменимая - особенно в Германии и особенно в Берлине. По нему скидки не только почти во всех музеях, но даже в некоторых кафе и магазинах (книжных, сувенирных). Тем, кто явно вышел из студенческого возраста, можно попробовать оформить ITIC, международное преподавательское удостоверение - скидки по нему меньшие, но все равно больше стандартных по Берлинкард.

Сайт Berlin Welcome Card:  . В 2010 году карточка на 48 часов стоит 16.90 ЕВРО, на 72 часа 22.90 ЕВРО, на 5 дней 29.90 ЕВРО, она дает право провозить с собой бесплатно троих детей до 13 лет. Система общественного транспорта достаточноо понятна, но лучше с ней разобраться заблаговременно (сайт: http://www.bvg.de/ )

И подтверждаю, ибо на личном опыте убедилась - Берлин действительно можно осмотреть на общественном транспорте. 100 и 200 автобус идут по кругу вдоль всех основных достопримечательностей. По большому счету, если есть желание и время, Берлин за пару дней вполне можно обойти и пешком.

Город прекрасен. Зелени – море, фонтаны бьют, пробок нет. Он сильно пострадал в войну - треть зданий была в большей или меньшей степени разрушена, центр стоял в развалинах полностью. А потом трудности послевоенного времени, когда пострадавшие здания проще было снести, чем реставрировать. Даже руины Шарлотенбурга собирались взорвать. И спасла дворец его директор Маргарет Кюн - она просто переехала жить на развалины музея. На следующий день все газеты вышли с фотографией Маргарет в кровати среди остатков стен - и здание решили оставить в покое. Ну а потом и деньги на реставрацию нашлись.

Берлин капитально начал отстраиваться уже после объединения Германий, и сейчас это выставка достижений современной архитектуры (как сказал мой сын, "Им повезло, что из так разбомбили!"). Такого количества прославленных архитектурных имен вы не найдете на карте ни одного другого города.

Начало отчета здесь:
Варшава

Comments

поедем в Берлин послезавтра, очень кстати благодаря Вам узнал много вкусной и интересной информации, потому что программа пребывания свободная
так что можно будет попробовать поучаствовать в этой бесплатной экскурсии
жаль, что нас будет много, и у всех разные желания
Завидую!
Берлин - это чудо. На любые желания и любой вкус. Он не может не понравиться
Ждем впечатлений и фотографмй
Отнюдь!
Берлин очень классный.
А фотограф, возможно, и косорукий.
Берлин - замечательный город! Он мне очень понравился, хочу еще раз туда съездить.
Я бы тоже с удовольствием еще раз поехала - в Берлине времени не хватило категорически.
В Германию в любой город поехала бы с радостью - там везде интересно.
Галя спасибо за отчет. Для планирования поездки за границу, очень много полезной информации. Если не секрет какой вышел бюджет всей поездки на троих?
И тебе спасибо на добром слове.
Затраты тогда не записала - навскидку что-то возле 800 ЕВРО с человека получалось. Бензин и гостиницы дорогие. Ну и на музеи-достопримечательности много потратили. А с другой строны, если никуда не ходить - зачем вообще в такую даль ехать?
На еде слегка экономили - голодными не ходили, но искали забегаловку подешевле, или вообще в супермаркете тарились.
Я про этот год лучше помню: получилось по 950 ЕВРО на человека, но на 1 день дольше, на 1500 км по пробегу больше, и Голланлия дороже Германии.

Спасибо за ответ. Материальная сторона планирования - чуть не самая важная
Красивые фотографии. Теперь нужно будет сьездить в Берлин. У меня северная Германия тоже всегда ассоциировалась с унынием, шизофреничным немецким самосозерцанием и романами Юлиана Семенова.
А у меня с фильмами "Гуд бай, Ленин" и "Небо над Берлином" - и пейзажи там отнюдь не веселіе.
Действительность оказалась куда как ярче)