?

Log in

No account? Create an account

В Европу в поисках современной архитектуры:Берлин - 2



Продолжаем гулять по Берлину...

Мемориал холокоста



Проект Питера Эйзенмана победил в конкурсе проектов в 1997 году. Для публики мемориал был открыт в 2005 году. Первоначально планировалось построить его на другом месте - там, где в годы войны находилось здание рейхсканцелярии. Но побоялись, что памятник станет местом сборищ неонацистов.




Это один из самых непонятных, но в то же время смелых и трогательных памятников, которые я когда-либо видела. Архитектор Петр Эйзенман пошел на большой риск, чтобы в конце концов создать незабываемый пейзаж. На 19 тысячах квадратных метров расположены 2711 бетонных блоков разной высоты, образующие регулярную сетку - по одной на каждую страницу Талмуда (по другим источникам их 2755, и это число случайное -просто такое их количество заполнило площадь, сама я их, честно говорю, не считала). Все блоки разной высоты - от 0.95 до 2.83 метра, и ни один из них не расположен под прямым углом, а всегда чуть под наклоном. Основание тоже то опускается, то поднимается волнами под ногами, да и сами колонны волнистые, как большая волна, поднимающаяся от края улицы к центру.

Вид сверху 


Блоки уже покрыли составом против граффити, когда выяснилось, что изготовитель средства - фирма "Дегусса", которая поставляла "Циклон Б" для газовых камер в концлагеря. Был скандал, но потом решили, что фирма искупила...


Интересно наблюдать за впечатлением, которое мемориал производит на зрителей. На крайних невысоких блоках можно сидеть, некоторые из них вообще вровень с землей. Туристы и просто праздношатающиеся граждане собираются на них отдохнуть, позагорать, пообщаться или просто съесть бутерброд. Но стоит зайти внутрь монумента, как все меняется - колонны становятся все выше, перекрывают вид на город, вы чувствуете себя все меньше и незначительнее, очень маленьким и одиноким.



Замысел Эйземана состоял в том, чтобы дато человеку ощутить чувство безысходности, потерянности и невозможности противостоять обезумевшей системе. Это получилось - настроение против воли меняется очень резко. Это место для размышлений и воспоминаний, здесь любой посетитель остается наедине со своими эмоциями: когда ты смотришь в бездну, бездна смотрит в тебя.



Автора упрекали в том, что памятник, дескать, хорошо передает чувство беспомощности, безысходности и обреченности, но недостаточно ярко отражает идею коллективной вины еврейского народа. Но, во-первых, по-моему, чувство вины не может быть коллективным, вина у каждого своя.

Во-вторых, в Западной Германии до объединения не существовало срока давности за военные преступления. Кроме этого мемориала, существует еще Еврейский музей, десятки памятников жертвам войны в разных районах города, памятники советским воинам в Трептов-парке и возле Рейхстага - ухоженные, с нашими не сравнить. Как еще должны переживать немцы это пресловутое чувство вины?

И еще слова архитектора: «Моя идея – тишина. Я не верю в ностальгию. Я не верю в вину. Я не верю в искупление грехов. Я верю в идею тишины и в то, что мы ощущаем в сегодняшнем дне, в настоящем, в то, что бросает вызов нашим предположениям о пространстве и времени.

Ошарашенный памятником, не сразу понимаешь, что это все - только крыша мемориала, сам музей находится под землей. Под мемориальным полем, на площади в 800 квадратных метров, устроено так называемое "Место информации", где собраны архивные материалы, рассказывающие посетителям о Холокосте, его причинах и последствиях. Здесь, в частности, представлен список из израильского мемориального комплекса Яд Вашем, содержащий более трех миллионов имен погибших евреев. А бетонные блоки продолжаются внутри, будто прорастая через бетонное перекрытие.




Часть блоков уже повреждена и нуждается в ремонте. Но фирма, их изготовившая, не признает своей вины и не желает нести затраты на ремонт. А у муниципалитета на это тоже нет денег.

Axica



Дом под номером 3 между Академией искусств и Американским посольством, неприметное офисное здание с подчеркнуто-гладким фасадом, называется Axica.



Это творение знаменитого Френка Гери. Глядя на него снаружи. никогда не подумаешь, что внутри скрывается монстр современной архитектуры. Это нечто, напоминающее внутренности громадного живого организма, на самом деле конференцзал офиса.





По строительному Регламенту Берлина все фасады должны быть выдержаны в строго скромном виде. А вот внутри здания автору предоставляется свобода фантазии. И Гери пускается в безудержную лепку самых фантастических форм. И современные компьютерные технологии позволяют превратить фантазию в ревальность.





Крыша Атриума DZ-Bank представляет собой сетчатую вантовую конструкцию, напоминающую с внешней стороны спину кита. Подвальный этаж перекрыт также стеклянным потолком, представляющим собой, как бы, гигантский бриллиант. Между двумя потолками в торце Атриума вздувается какое-то чудо морское - то ли лошадиная морда, то ли огромная медуза.Зритель впадает в ступор перед фантазией автора и техническими возможностями воплощения. А почерк Гери определяется термином «Биоморфная архитектура».

Об этом здании Френк Гери говорил. что это лучшее, что он когда-нибудь сделал. Фотки стянуты отсюда.

Я внутри не была - на входе охрана, и прорываться через нее с дебильно-туристическим видом я постеснялась. А зря! Как позже выяснилось, в банк можно войти в рабочие дни до 19 часов. Так жалко! Френк Гери один из любимейших моих архитекторов.
Будет возможность - зайдите обязательно. Вот их сайт

Очень простой экстерьер (фасад) с очень непростым интерьером - одна из особенностей застройки современного Берлина. Идею о том, что дома должны выглядеть как дорогие и приятные на ощупь костюмы, давно и настойчиво двигает главный архитектор Берлина Ханс Штиман.

Новые принципы застройки звучат приблизительно так: «Высота у всех домов будет одинаковая, границы кварталов определены жестко, количество этажей – тоже». На усмотрение архитектора остаются разве что фасады, отделка, входная группа, рисунок переплетов.

Все, правда, стало очень одинаково, зато, как уверяют, «стареть будет красиво». Как-то это очень по-немецки - прятать за спокойным, даже скучноватым, фасадом безумство красок и извивы мысли архитектора ("в тихом омуте черти водятся").

DomАquaree

напротив Берлинского собора, Karl-Liebknecht-Strasse 3.



А самый яркий пример волшебной шкатулки (здания спокойного снаружи, но с аттракционом внутри) – это, конечно, DomАquaree. Это целый квартал, включающий гостиницу, жилой дом и два офисных здания, соединенных крытыми галереями. Тема комплекса – вода. Здесь и фонтаны, и водопады, и музей подводного мира.



А главная завлекалочка для туристов – лифт, медленно проезжающий сквозь стакан-аквариум.16 метров, тонна воды, 2000 видов рыб. Построил DomАquaree выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств Сергей Чобан.

Полная высота сооружения — более 25 метров, наружный диаметр 11 м, а внутренний — около 3 м. Внутри цилиндра находится лифт с двухэтажной кабиной, который может вместить в себя олдновременно 30 человек. Высота самих стеклянных стен аквариума составляет 16 метров, так как дно аквадома находится на гигантской «ножке», которая возвышается почти на 9 метров над полом холла отеля.



Аквариум образован двумя прозрачными цилиндрами, вложенными один в другой. Внешний цилиндр собран из 26 акриловых секций, а внутренний из 15. Толщина стенок колеблется от 16 до 22 сантиметров. Общий вес стекла составляет 150 тонн. При этом не видно никаких швов между многотонными кусками акрила, из которого собирали гигантский аквариум.



Рыбы в акваариум отбирались очень тщательно. Во-первых, чтобы создать более-менее работающую экосистему, а во-вторых — чтобы тут оказались виды, любящие различные глубины. При путешествии туристов внутри аквариума, важно, чтобы жизнь «бурлила» на всех его «этажах». Строители заботливо соорудили базальтовые скалы с многочисленными выступами, пещерками и трещинами, чтобы мелким рыбкам было где спрятаться от хищников (Добрые! А кто туда этих хищников пустил?) 

Начало отчета:
Варшава
Берлин-1





Comments

я до этого мемориала так и не дошел, времени не хватило, а так хотелось побродить там и понять, будут ли возникать те ощущения, что пытался передать автор.
Как тебе удалось до него не дойти? - он же в самом центре
банально не хватило времени. я мимо него проезжал, прекрасно разглядел, а вот ногами в итоге так и не дошел -(
Понятно.
Очень знакомое чувство во время поездки: блин, сколько же я всего не успела!
У меня Берлин и Роттердам - два города,где я больше всего не успела
интересные места, аква-дом поразительный
непонятно, что такого могло стать с железобетоном без нагрузки за такое короткое время, что он уже требует ремонта
с фирмой-производителем газа тоже конфуз забавный

летом оно конечно везде лучше и красивее
Та вроде начинают крошиться. Наружная отделка у них особенная - они очень гладкие, просто атласные на ощупь. Может, с технологией накосячили?
Ты ж сам сможешь днями оценить размеры бедствия. Расскажешь потом
Похоже, памятник и рассчитан не на понимание, а на ощущение. И они там присутствуют - заходишь в эти глыбы, как в море, и они над головой смыкаются.
И опять же - в самом центре Берлина, где самая дорогая земля, здоровенный ее кусочище отвели под этот памятник - опять же идея искупления.
А то место, где была рейсхканцелярия, до сих пор не застроено, просто огорожено забором
Памятник Холокосту впечатляет! Я тоже бродила между этими глыбами, ощущая безысходность. Там еще есть памятник жертвам 1-й и 2-й Мировых войн, тоже впечатляющий. И очень лаконичный при этом!
А я не помню этого памятника!
А где он и какой?
На Унтер-дер-Линден, недалеко от университета Гумбольдта. Вот здесь информация о нем http://wikimapia.org/81551/ru/%D0%9D%D0%BE%D0%B9%D0%B5-%D0%92%D0%B0%D1%85%D0%B5-Neue-Wache
Меня поразила там концепция, очень лаконичная. Памятник находится в здании бівшей караульной. Просторное, совершенно пустое помещение, а в центре - скульптура скорбящей матери, которая держит на руках умирающего сына. Очень впечатляет.
Вот мое фото
Да, мы там тоже были. Там удивительный переход от света к мраку - как от жизни к смерти

А еще мне памятник сожженным книгам очень понравился - очень простой и очень трогательный
Удивительно интересные здания. Мемориал впечатлил, очень. Такая регулярность простых форм, тем более когда они с подтекстом просты - очень сильно работает.
Согласна!
В Германии, кстати, многое сооружается с подтекстом. Просто надо остановиться и попробовать понять - а не всегда есть силы и время.
чё-то оно всё как-то не для меня... :( давит и непунятно...
Спасибо, обалденно
И тебе спасибо на добром слове!
да, мемориал и вправду великолепен. спасибо за наводку на остальные места
)))
рада, что пригодилось