?

Log in

No account? Create an account

Путь над фьордом



На некоторые поступки
меня толкает фраза
"будет что вспомнить" (С)

Преамбула состояла в том, что к поездке в Норвегию я не готовилась. Вообще. Установила багажник на крышу Авдея, закачала карты в JPS, поныла в ЖЖ по поводу неумения парковаться, и на этом все. Путешествие полностью готовила  подружка Света.
Перед самой поездкой я таки прочла несколько отчетов (скорее из врожденной хреновости характера - проверить,как Света выполнила домашнее задание), что окончательно перепутало в моей голове все достопримечательности. Вторая половина нашей команды вообще не читала  ничего, удовлетворившись общей смутной концепцией "мы будем смотреть фьорды!"

Света, как и я, до невменяемости увлекается поездками. Она бронировала гостиницы, покупала билеты и решала, что именно мы будем смотреть.
Наличие слегка сумасшедшей подружки может сильно разнообразить вашу жизнь:
- Девочки, в Норвегии нужно ходить в походы, это там самое интересное! Мы пойдем на Кьераг и Прекестулен - в один день, если успеем! А на следующий день на Язык тролля сходим - там маршрут около 20 километров, на него целый день нужен.
Надо  - значит надо! Слегка усомнилась только я:
- Ты уверена? Я видела в отчетах, как на Кьераг карабкаются по цепям по довольно крутому склону. А годиков нам всем дофига, И физкультурой я последний раз занималась в институте, когда зачет сдавала, а спортом не занималась вообще никогда.
- Галь, не усугубляй! Туда с детьми ходят, пикники устраивают.
Идти на пикник мы все  согласились.

Первая ночевка на фьордах забронирована в Lythebotn на Люсефьорде, до него от Осло 374 км по 45 дороге. Это регион Ryfylke, а Люсефьорд - один из самых красивых фьордов
45 дорога не считается национальной, но это красивейшая дорога, и одна из самых страшных - серпантины такие, что дух захватывает.




В Норвегии некрасивых дорог нет. Там не нужно ехать от достопримечательности к достопримечательности  - ты просто окунаешься с головой  в эту красоту, и она окружает тебя со всех сторон: горы, камни, снега, водопады и дороги настолько невероятные, что останавливаться хочется через каждый метр. Будь я сама, я бы так и делала: с фотоаппаратом там можно бродить бесконечно долго.




Единственное видимое различие между национальными и региональными дорогами  не в качестве дорожного покрытия, а  в количестве машин - где-то посреди дороги машины кончились вообще, зато появились лоси. Приблизительно тогда же загорелась лампочка датчика топлива в баке.


Качество хреновое, сама знаю - уже смеркалось. Но лоси же! Живые! В природе! Мы их еще пару раз потом встречали.

Во всех отчетах советуют в Норвегии начинать искать заправку, когда еще остается пол бака бензина - и  к этим советам стоит прислушаться. Иначе будете ехать, как мы: с пустым баком, в сумерках, по  дороге, где за последний час мы не встретили ни единой машины.

Когда мы въехали в Sinnes, компьютер показывал остаток бензина ноль уже километров десять. Авдей двигался, похоже, исключительно силой наших мыслей. Слава Богу, в поселке нашлась автоматическая заправка (все надписи только на норвежском) и симпатичные прохожие - бабушка с дедушкой, знающие английский и не бросившие нас в трудную минуту.
Мы думали,что с приключениями на сегодня все, и были не совсем правы.

В Lythebotn был забронирован кемпинг Lyseboth Lysefjarden Turisthytte - по отзывам, нормальный. Но бронировали не через Букинг,  а напрямую на сайте кемпинга. - и отдельная комната оказалась четырьмя двухэтажными кроватями в общем номере, а сам кемпинг альпинистским приютом с кучей снаряжения у входа, горными ботинками на сушилке и толпой странного народа, тусующегося во дворе с пивом и разговорами,
Причем самыми странными в этой толпе были именно мы - среди всего этого снаряжения, рюкзаков, парашютов, ботинок и альпинистов мы выглядели настолько неуместными, насколько можно быть неуместными вообще.


Это на следующее утро - все еще спят.

Но вариантов у нас немного:  отдельные комнаты все заняты, и в соседнем кемпинге тоже заняты, и кемпингов в этом  Lythebotn всего два. Честно говоря, к этому времени мне уже  хотелось  только выпить коньяку и лечь спать все равно где и все равно с кем.
Отдаю должное нашим сожителям: несмотря на слегка пугающий облик, вели себя они абсолютно вежливо и тихо. Не слышно было даже трехмесячного ребенка в соседней комнате - на следующий день мы видели, как его волокли в горы.
И объясните, зачем в альпинистском приюте, где тусуются хронически здоровые люди, туалет для инвалидов?

На следующий день нас накормили завтраком (хорошим), Мы прогулялись к берегу Люсефьорда, убедились, что весь Lythebotn - это десяток домов, паромная переправа и вертолетная площадка - и все это обслуживает толпы экстремалов. И поехали совершать наш первый подвиг.



Едем на Кьераг. Основная цель похода - вот этот камень, зажатый между двух скал, каждый считает своим долгом на нем сфотографироваться. Если скажете, что достопримечательность попсовая, я с вами соглашусь. Но путь к этому камню невероятно красивый.




Скала находится на высоте 1084 метров., но часть высоты набираем на машине по ооочень серпантинистой дороге из 27 крутых петель, три из них в тоннеле.


Парковка в начале маршрута платная, 100 крон, паркомат принимает только карточки и монеты, но билет можно купить в информационном центре рядом. Вроде, можно оставить машину километром выше на бесплатной стоянке - и оттуда срезать около двух километров пути в том числе самый крутой первый подъем, но мы. с нашим топографическим кретинизмом на такие экзерсисы не решились.

Маршрут длиной около 10 км с набором высоты 570 м: три спуска и подъема,  достаточно крутых. Ой мама! Ужос! Это ж нужно лезть в гору! Я не так представляла себе пикник.





Самые сложные участки оборудованы ограждениями с цепями - можно подниматься по ним, можно по тропинке рядом, что почти всегда проще.


Вся дорога размечена вот такими буквами и лучше идти именно по ним, срезать путь вряд ли получится, во всяком случае, мы не рискнули.


Места, вроде, и дикие, но при этом вполне оборудованные: указатели, размеченная тропа и мостки по болоту. Чтобы заблудиться нужно очень постараться. Мы способные - у нас пару раз получилось.

Вот от этой пирамидки можно пройти к главной достопримечательности - каменной горошине, зажатой между скалами, а можно отклониться вправо ради шикарного вида на Люсефьорд.



Там так красиво! И там такой воздух! Фотография и сотой доли не передает, поверьте.
И вот сидишь на  камне, смотришь вниз - до воды километр - и почти понимаешь, зачем четыре часа сюда лез.






Туристов достаточно много, но все же не толпы и не пикники. Автобусов на стоянке ни единого, зато кемперов полно - они в Норвегии везде.


Вот эта симпатичная  непонятная фигня - то ли информационный центр, то ли кафе, то ли приют - в июне еще не работала. Здание забавное и в ландшафт вписано отлично.



У нормальных людей весь поход занимает 5-6 часов. у нас он занял почти 8 -  со всеми остановками, фотографированием и с тем, что мы пару раз умудрились таки заблудиться.
Устали, как собаки, и хором решили, что не пойдем 20 километров на Язык тролля.

В буклетах пишут, что в походах хорошая обувь желательна - по-моему, она там жизненно необходима. В буклетах еще просят хорошую физическую подготовку - но это уже преувеличение, если ее нет, и взять ее негде, то можно и без нее.
Палки для скандинавской ходьбы - действительно удобная вещь, с ними идти намного легче.

Потом был переезд к месту следующей ночевки в Forsand 122 км - и там опупея с жильем продолжилась: нашу бронь отменили, потому что это опять было прямое бронирование, они что-то писали про предварительную оплату, а у нас трудности перевода.  Короче, ночевать негде
Казалось бы. июнь - далеко еще не сезон, но в туристических местах все бюджетное жилье занято. Хозяйка постоветовала какие-то адреса, но мы по дороге нашли комнату за 500 крон у двух пенсионеров - намного дешевле, чем то, что бронировали заранее и до точки начала следующего похода на Прекестулен всего 16 км.



Прекестулен (Кафедра) - место гораздо более туристическое: на стоянке сотни машин, куча автобусов и слышна русская речь. Сразу  понятно, что этот маршрут  гораздо проще.
Стоянка платная, все те же 100 крон. Паркомат при шлагбауме на выезде, принимает монеты (насчет карточек не уверена), деньги можно разменять прямо у работников информационного центра, дежурящих на парковке.

Гора Прекестулен расположена тоже на Люсефьорде недалеко от Ставангера. Протяженность маршрута около 6 км, время в пути около четырех часов. Фактически, на маршруте один относительно сложный подъем, но ему далеко до того, что мы преодолели в первый день.





Популярна вот эта площадка, на которой всегда толпа народа и с которой открывается выносяший мозг вид на Люсефьорд..





Народ развлекается всяко. Оказывается, высоты боюсь не только я, а заглянуть за край ой как хочется.





Я тетка взрослая, мне важно видеть перспективы. Вот такие меня бы вполне устроили - всей компании глубоко за 60, самый старший возрастом, наверное, как мой папа. Они очень радовались, взобравшись наверх.  И кто-то же их организовал и возглавил? Почему у нас в стране нет таких турфирм? Хотя, если вспомнить, какие в нашей стране пенсии..



Это туристический информационный центр: дерево, интересная необычная форма и максимальное уважение к окружающей природе. Кажется, это называется органическая архитектура, хотя тут я могу и ошибаться.






Иногда очень полезно не готовиться к поездке - если бы я  хоть чуть внимательней вдумалась в маршрут, то зарубила  бы инициативу  с походами на корню, а уж  Кьераг  - палюбому. И именно  этот поход  оказался одним из лучших воспоминаний о Норвегии.
В конце мы уже все жалели, что отказались пойти на Язык тролля.

Comments

Спасибо за рассказ и фотографии. Прекрасны по всем пунктам, даже замутневшие лосики.
Можно я поясню про туалет для инвалидов в таком казалось бы недоступном для них месте? Это обязательное требование при строительстве общественных зданий, без туалета для инвалидов не дадут разрешение на строительство. Более того, все частные дома должны быть спроектированы и построены так, чтобы к входу в дом мог беспрепятственно подъехать человек в инвалидном кресле.
А компания старичков-это обычное дело в туристических походах:крепкое здоровье, хорошое социальное обеспечение, масса свободного времени. И, скорее всего, они собрались сами без помощи турфирмы. Тут есть масса всевозможных общественных организаций, занимающихся досугом пенсионеров. И я им тоже завидую, да.
) Спасибо за разъяснение! В принципе, правильная норма - просто в жилье для скалолазов этот туалет выглядит особенно сюрреалистично.
А старички мне безумно нравятся. Когда-то в Лондоне видела собрание Общества красных шляпок - бабушки так веселились, что молодые позавидуют. Наверное, действительно все в наших руках - если человек хочет жить активной жизнью, он найдет такую возможность в любом возрасте и в любой стране
Потрясающе! Очень интересно и красиво. А подробнее будет? Вы же там небось гигов на сотню наснимали.. )))
Спасибо! Надеюсь, что будет)
Нет, до сотни не дотянула, но действительно забила фотографиями все имеющиеся карточки - впервые не хватило памяти.
В Норвегию, наверное, нужно ехать или в фототур или в обществе себе подобных. А так я была единственным фотолюбителем, иногда даже неудобно было перед подружками: "вот здесь еще остановимся, но я честно обещаю, что на сегодня это последний раз!"
Как я тебя понимаю! :) Мы когда по Штатам ездили, нас трое было с фотоаппаратами, но всё равно это была только половина компании, так что вторая половина вечно нас вырывала с корнем из интересных мест.. ))
Галя, классный отчет и прекрасное путешествие! От видов кругом голова даже сидя у компьютера. Вы все - большие молодцы! Жаль, что на Язык тролля не полезли, потом о таких решениях всегда жалеешь.)
)) Спасибо! Мне тоже теперь жалко, но там нам и с погодой не повезло - наверное, это было не наше
Всегда есть повод вернуться.)
Какие красивые фотографии! Хорошо, что вы не все время в машине сидели, потому что самое красивое обычно находится в стороне от дорог и к нему нужно идти.

"И объясните, зачем в альпинистском приюте, где тусуются хронически здоровые люди, туалет для инвалидов?" - иначе бы их закрыли. В нормативах, количество туалетов высчитывается по максимальному количеству туристов и определенный процент должны быть для людей с физическими недостатками (не знаю как в Норвегии, но в большинстве стран слово 'инвалид' имеет очень двоякое значение и по отношению к людям не используется) и для семей с маленькими детьми. Вы когда-нибудь пробовали водить в обычный туалет двухлетнего ребенка?
))) Пробовала когда-то очень давно. Это был, помнится, ужас.
На самом деле я понимаю назначение этого туалета - просто в той обстановке он выглядел как-то совсем потусторонне. Действительно отношение к инвалидам там отличается от нашего, и они живут гораздо более активной жизнью. Так что почему бы и нет?

Легко))
Там хочется любоваться, фотографировать, восхищаться, туда хочется еще раз приехать, но остаться там не хочется
красоты нереальные:) и весёлые приключения:)
)) Спасибо
Да уж, когда все закончилось, действительно кажется, что было весело
Галя, какая красота! Это что-то невообразимое! Здорово, что вы все-таки выбрались в поход, всегда любую страну или город надо "отходить", иначе не прочувствуешь их дух:)
Спасибо!
Да, согласна просто забавно, чтоя только сейчас впервые в жизни выбралась в поход. Теперь хочется повторить подвиг где-нибудь в Крыму или Карпатах
тогда горелку мне не дари! Я лучше у тебя буду брать на попользоваться
Ну уж нет уж! Я так довольна, что в хорошие руки пристроила.
Со мной у нее нет будущего6 хотеть повторить подвиг и повторить подвиг - это разные вещи
хыхыхы
*я на это и рассчитывала*
Вооот - эт я понимаю - Норвегия!
Как всегда отчет потрясающий. галка - на одном дыхании. Ну и конечно фотки обалденные. Как говорит мой муж: "НАда ехАть!""!)))
Спасибо!
Правильно говорит твой муж)
Никуда в ближайшее время не собираетесь?
не - пока никуда! Завтра машину свою продаю... Пока куплю другую.. да и вообще пока до конца лета никуда - может осенью Крым, Карпаты.
Отлично, сижу хихикаю, тётки жгут!

1. Как тебе езда по серпантинам?
2. Я когда летела со Стамбула, со мной ехала группа норвежских пенсионеров ТВ и радио, у них было путешествие в Стамбул - Киев - Одесса. В Киеве они садились на пароход и плыли в Одессу. Им всем было под и за 70 лет. Такие суровые старухи, с жилистыми руками - очень вызывали уважение. Я вот тоже хочу такую перспективу - ездить по миру на пенсии.

3. Ты молодец! Вы молодцы! Пиши еще - приятно и очень читабельно
1. По серпантинам - когда привыкнешь, то прекрасно. Там ограничение скорости, которое я свято блюла, и вменяемые водители, которые не пытаются спихнуть тебя с дороги любой ценой. Единственная проблема - окрестности на такой дороге не очень-то и обзираешь.

2. Я тоже, но пенсия у меня будет минимальной. Хорошо, если на билет до Киева хватит((

3. Спасиб))
4. Самое трудное и ужасное - потом больше всего и вспоминается, кстати.
Надеюсь, что нет. А то из всей поездки в Норвегию будем вспоминать только переход украинской таможни на обратном пути. Вот это был адреналин!
5. Я считала, что высоты не боюсь. Но глядя на твои фото - у меня в животе холодно становится
Я высоты боюсь, к краю не подходила и тихо офигевала количеству народа вообще, кажется, без инстинкта самосохранения.
Странно, что там так мало народу убивается ежегодно - все предпосылки к этому есть: спокойные норвеги ничего не ограждают и ничего не запрещают. Могу предположить только, что малый травматизм напрямую связан с жуткой дороговизной алкоголя