?

Log in

No account? Create an account

Дороги Норвегии: когда процесс важнее результата


Никто из видевших, как я паркуюсь или сдаю задним ходом,  не заподозрит меня в любви к вождению автомобиля. Но любовь - странная штука, порой она случается без взаимности. А дороги я действительно люблю.

Но рассказывать про дороги, если ничего не сломалось,  никуда не влетел и ни в кого не въехал, обычно нечего.Особенно про зарубежные - наши представляют гораздо более широкий простор для эмоций и впечатлений (сотрудник давеча приехал из командировки в Полтаву, второй день взахлеб рассказывает, что там в центре города ямы  ему приблизительно по пояс).


Единственные сильные эмоции, которые вызывают норвежские дороги, это безудержное восхищение пейзажами вокруг.
А так это  асфальт нормального качества (пара встреченных за все время ям вызвала разве что ностальгическую улыбку "ну прям как у нас!"), малым количеством машин (частично списываем это за счет того, что июнь еще несезон) и лояльным отношением к желанию туристов выскочить с фотоаппаратом, бросив машину посреди дороги.
Водители вежливые, ограничение скорости соблюдается свято -  просто рай для водителя моего типа "тетка за рулем".


Чтобы получить удовольствие от такой  поездки в полной мере нужно быть за рулем и быть фотографом. И я прекрасно проводила время. А на заднем сидении зрел бунт - девчонкам очень быстро надоели эти дороги: все, как одна, красивые, но в чем то  одинаковые.
И, если бы не обратные билеты на паром (а их для автомобиля нужно покупать очень и очень заранее), мы бы сильно сократили поездку почти по взаимному согласию.
Для всеобщей гармонии все попутчики должны хоть приблизительно представлять, что увидят - и в следующий раз я это обеспечу, даже если придется проводить экзамен перед посадкой в машину.



Девчонки держались мужественно, соглашались на любое мое «Вот здесь я тоже остановлюсь, но, честное слово, это почти точно последний раз!», но уже никто, кроме меня, не выходил из машины. А я зло пользовалась тем, что меня-то из машины точно не высадят - хотя на их месте я  бы попробовала отобрать фотоаппарат.
Тем интересней им было смотреть  фотографии: «Так красиво! Мы точно такое видели?» Я видела, за остальных не ручаюсь.






Строительство дорог в Норвегии - задача небанальная. Но на государственном уровне существует убеждение, что каждый гражданин имеет право на развитую инфраструктуру, независимо от того, где он живет.

Попадаются вещи просто необъяснимые. Вот эта высокогорная ферма  -  ровным счетом два дома, и к ней проложена вполне приличная дорога с серьезным тоннелем (пару поворотов под землей), стоянкой для машин и вполне цивилизованным туалетом для туристов.
Нас непонятно зачем туда понесло, а других следов жизни, за время присутствия мы не наблюдали.



В Норвегии 45 платных дорог. На 25 из них установлены электронные шлагбаумы - вот это вообще очень мило, особенно когда шлагбаум возникает неожиданно посреди поля, приблизительно посредине дороги, в стороне от любого жилья,  и брезгливо разжевывает твою карточку. А ты думаешь, куда деваться, если он ее не примет.

Список платных дорог по состоянию на 2013 год здесь.
И ссылка на хороший сайт, где собрано море информации о дорогах, ПДД, парковках во всех странах Европы


В Норвегии дороги платные, но я до сих пор не в курсе, сколько мы за них заплатили. Я была зарегистрирована в системе Автопас. Точки проезда видела раз десять, велика вероятность, что столько же пропустила.
300 крон списали еще в Норвегии, еще 300 уже после возвращения, расшифровка до сих пор не пришла. Досписать\вернуть разницу должны, по идее,  в течение 90 дней.



Это Снежная дорога - вот угадайте, почему она так называется.

Правила регистрации в системе Автопас содраны здесь.
Если вы планируете находиться в Норвегии менее трех месяцев, то рекомендуется воспользоваться системой Visitors Payment. С помощью этой системы вы можете автоматически оплачивать дороги.

- Зарегистрируйте кредитную карту (VISA или MasterCard) на сайте Visitors Payment. Вы сами решаете, каким будет срок действия договора. Максимальное время соглашения составляет три месяца.
- Не требуется никакого дополнительного устройства. Когда вы проезжаете через платные участки, то номерной знак фотографируется и сумма вычитается из вашего предоплаченного счета.
- Можно проезжать не останавливаясь по той полосе, на которой есть знак AutoPASS.Ехать можно сразу после регистрации.
- Регистрировать можно заранее или до 14 дней после проезда первого платного участка.


Не имеющие электронного абонемента AutoPASS или Visitors Payment, на пунктах контроля должны оплачивать проезд в окне, помеченном "Mynt/Coin" или "Manuell". Проезд оплачивается либо вручную, либо в автомате, принимающем монеты. К оплате принимаются только норвежские монеты. На большинстве пунктов принимаются кредитные карты.
Говоря русским языком, это значит, что после проезда каждого платного участка ты должен идти искать пункт оплаты. А если не найдешь, то тебя, вполне вероятно, оштрафуют. Или не оштрафуют, но зачем нарываться?Трижды встречались еще отдельно платные дороги со шлагбаумами: Атлантическая дорога, въезд на Далснибу, и 53 дорога.
Строго говоря, если бы мы в три этих места не попали. то потеряли бы немного.


В будние дни парковка в городах платная, как и на большинстве стоянок возле достопримечательностей. Обычно оплачивать нужно через паркоматы - они принимают карточки и монеты.

Оплата не требуется, если это не указано в явном виде.
Для туриста это означает, что всегда можно найти бесплатную парковку возле супермаркета или какой-нибудь карман в сотне метров от достопримечательности.
Всегда есть бесплатная парковка возле парома.
Если останавливаешься в кемпинге, машину всегда можно ставить возле домика.
Короче, везде. кроме Осло, с парковками достаточно свободно. Навык параллельной парковки мне опять не пригодился





Бензин очень дорогой - в районе 2 евро за литр 95.
Заправку нужно начинать искать сильно заблаговременно, и они редко  работают круглосуточно. Но попадаются  заправку самообслуживания, где можно заправиться в любое время и  расплатиться карточкой. В излишнем бронировании средств  норвеги, в отличие от шведов, замечены не были.



Стандартные ограничения скорости в Норвегии.
в населенном пункте 50 км/ч вне населенного пункта 80 км/ч, на автомагистрали 100 км/ч, в жилых кварталах не выше 30 км/ч.
На опасных серпантинах обычно ограничение скорости 70 км/ч, и мне этого было вполне достаточно.
Допустимый предел превышения скорости отсутствует, т.е. теоретически оштрафовать могут за превышение в 1 км/ч.

Штрафы за превышение скорости одни из самых высоких в Европе (при превышении скорости более чем на 20 км/ч до 6500 ихних крон = 9100 наших гривен).


Максимально допустимый уровень алкоголя в крови 0.2 ‰., дальше драконовские штрафы.
Ближний свет обязателен 24 часа в сутки круглый год.
Использование ремней безопасности  обязательно для передних и задних пассажиров. Разговор по мобильному, разумеется, запрещен.
Светоотражающим жилетом обязательно пользоваться во время аварийной остановки, но за его отсутствие иностранные водители могут быть оштрафованы только если передвигаются на машине с норвежскими номерами.
Камеры на дорогах обозначены знаками. Посты полиции мы видели трижды, и особо они на нас не реагировали.




Восемнадцать отрезков норвежских дорог общей протяженностью около 1700 км отобраны для проекта "Национальные туристические маршруты" . Уж не знаю, как их отбирали, некрасивых дорог в Норвегии просто нет, и некоторые из региональных дорог, по которым мы ехали, по пейзажистости отнюдь не уступают. Вообще-то в конкурсе участвовали 51 дороги, те, которые не отобраны, надо полагать, просто хуже оборудованы - там меньше туалетов, мусорных баков и пунктов туристической информации.


Туристические дороги отметили специальным знаком, который я нигде не удосужилась сфотографировать, и настроили на них классные, просто потрясающие смотровые площадки и туристические центры


У  проекта  "Национальные туристические маршруты" не слишком удобный, но невероятно красивый сайт - просто посмотрите. какие там невероятнык фотографии.
Они же в Фейсбуке
И загляните в раздел "архитектура": то, что на этих дорогах понастроено - это не "малые формы", а шикарная современная архитектура, очень качественная, авангардная, смелая и бесподобно вписанная в пейзаж.
И я дико злюсь на себя - вот почему я не просмотрела этот сайт перед поездкой? Я бы очень сильно подкорректировала маршрут чтоб на все это посмотреть. В моем представлении, это не менее прекрасно, чем окружающая среда.


Этот козел - талисман одного из кемпингов, мимо которого мы проезжали. Пусть побудет здесь,не знаю, куда его всунуть - подробней рассказывать про козлов в отчетах о Норвегии я не собираюсь.


Прекрасней норвежских пейзажей разве что норвежские смотровые площадки и информационно-туристические центры.

В Норвегии уважаем архитектор, профессор, историк, критик и теоретик архитектуры К.Норберг-Шульц. Вот так, сходу, и не вспомню, что выдающееся он построил, но его идеи оказали большое влияние на всю  норвежскую архитектуру. В частности, он считал, что архитектура - это не что-то привносимое извне, а процесс, выявляющий уже имеющиеся сущностные характеристики и обнаруживающий  скрытые качества того ли иного места.

Настолько уважительного и трепетного отношения к природе, как в Норвегии, я не видела нигде: архитектурные объекты идеально вписаны в пейзаж, а выбор материалов обусловлен окружающим ландшафтом: дерево, стекло, бетон или камень под цвет окружающих гор - сооружение не спорит с природой, а идеально с ней сотрудничает. Я раньше считала, что дерево + стекло - это невозможное сочетание. Но не в Норвегии.



Смотровая площадка над Stegastein  - тридцатиметровая загогулина из стекла, стали  и ламинированного дерева на высоте 650 м над фьордом, вид с нее невероятный.
Несколько архитектурных наград. Архитекторы Тодд Сондерс и Томми Вилхелмсен.





Flotane -  зона отдыха с парковкой и скамейками. Назначение этого здания осталось невыясненным - на нем, вроде, солнечные батареи стоят. Архитектор: Ларс Берже.
Flotane является удобной отправной точкой для походов по старой дороге, ведущей на горное плато. Красота вокруг невероятная, машин на стоянке, невзирая на погоду, достаточно, равно как каменных пирамидок вокруг - значит, место вполне туристическое.











Это  55 дорога, проходящая мимо самых высоких горных вершин. Что умиляет в Норвегии - до любого экстрима можно доехать по приличному асфальту.

С помощью этого девайса предлагают сориентироваться на местности: все горные вершины подписаны. Здесь тоже начало множества туристических маршрутов различной сложности.


Ернесвинген - смотровая площадка над Гейрангером. Место издавна было любимо за шикарный вид на фьорд: Гейрангер как на ладони со всеми его склонами, лесами, водопадами и прибрежными деревушками. Фишка площадки - искусственный водопад, стекающий вниз. Настоящих водопадов мы к этому времени, как минимум полтысячи видели, но почему-то искусственному очень  радовались.
Архитектурное бюро  3 RW.




Это самый большой из всех норвежских туристических разводов - Северная атлантическая дорога, кусок дороги между Мольде и Рамсдалем
Невероятно распиаренная нацилнальная дорога с отдельным шлагбаумом и отдельной платой за въезд 175 крон.
Если вы посмотрите в интернете, то убедитесь, что 90% всех фотографий Атлантической дороги - вот этот мост. Причем сейчас смотровая возле него ремонтируется, остановиться негде, с дороги ничего не снимешь. Пришлось внаглую перелезать через забор, но и оттуда вид не потрясает воображение.




Остальные пейзажи тоже не особо впечатлили - мы все же две недели к тому времени по Норвегии ездили. Но пару смотровых мы все же пропустили.


Вот этот мост на  выезде из Мольде не претендует на звание достопримечательности, но ИМХО, гораздо более фотогеничный


К нему еще радуга бонусом прилагалась.


А это мост на остров Рунде. Он отлично выглядит с любой точки. Но я за 15 минут до этого обнаружила царапину на Авдее, искала, кого б убить и фотографировала чисто машинально.


Это Стена троллей - одна из самых раскрученных достопримечательностей Норвегии: высота 1795м, протяженность 1100м, самая высокая вертикальная стена в Европе. К ее подножию можно проехать на автомобиле, и, строго говоря  с асфальта дух от нее не захватывает.
Но стена троллей входит в список
"Big Wal" - самых трудных и опасных стен мира. Крутизна, сложный для преодоления рельеф и солидный список погибших при попытке восхождения на памятничке рядом с туристическим центром. Вроде, после того, как количество жертв перерасло разумные пределы, стену для альпинистов закрыли - и правильно сделали.


Туристический центр   - проект архитектурного бюро Reiulf Ramstad Architects..Вот здесь можно посмотреть хорошие фотографии. Шикарный - ломанная крыша повторяет очертания окрестных гор, цвет фасада подобран почти идеально.


В кафе пусто, Только скалолазы, которых не пустили в горы, вдохновенно складывают домик из "лего".
Но в Норвегии многие кафе так выглядят - там любой гамбургер по цене самолета, а чашка кофе стоит  маленькое состояние. Норвеги  привыкли, да и туристы быстро привыкают.


Такие знаки в районе Рамсдаль повсеместно - туристы их время от времени тырят на сувениры.


А это знаменитая Дорога троллей - далеко не самая сложная и опасная дорога Норвегии, зато самая обзорная (сверху видны все одиннадцать петель), и поэтому самая раскрученная.
Дорога троллей является частью национальной трассы RV63, проходящей в северной части западной Норвегии. Ее общая продолжительность - 106 километров. Дорогу на высоте 850 м торжественно открывал сам король  в 1936 году после восьми лет строительства. А в прошлом году здесь открыли смотровую площадку и туристический центр.
Посетить дорогу можно только с мая по октябрь, зимой она закрыта.


Проект архитектурного бюро Reiulf Romastad Architects - те же, кто проектировал турцентр возле Скалы троллей. Фотографии мало что передают, но здание просто бесподобно красивое. Стекло, бетон, треуголоные крыши повторяют очертания соседних вершин.
Оцените, насколько подобран цвет бетона под цвет природного камня на соседних склонах  - здание как будто вырастает из  пейзажа.



И как вписана в здание горная река Истра. Ступенчатый бассейн расширяет ее русло для того, чтобы регулировать скорость течения.




А это не только магазины и туалеты, но и подпорная стена, защищающая туристический центр от разливов горных рек




Основная смотровая площадка нависает над дорогой на высоте 200 метров, с самого края посетителей от пропасти отделяет только толстое стекло.


Во всех путеводителях Дорога троллей обозначена как дорога для опытных водителей. на самом деле, ничего сложного, поверьте.


А это виды с дороги RV63,  недалеко от Лестницы троллей



Овцы здесь не в тему, но рука не поднимается удалить.


Gudbrandsjuvet - еще одна шикарная смотровая площадка недалеко от Лестницы троллей.
Все эти мостики и перила проложены над горным потоком, обрывающимся в двадцатипятиметровое ущелье. На фотографиях не видно (надо таки освоить фотошоп), что вода в потоке идеально-бирюзового цвета,


Кафе и туристический центр дополняют смотровую площадку. Ажурные здания деликатно засунуты в кусты. И рядом сверхсовременный туалет - настоящий квест для туристов: сперва пытаемся понять, как открыть дверь, потом разобраться, как все работает.
Архитекторы: Jensen and Skodvin.
.

Из пустого кафе открывается потрясающий вид на водопад.

У этого места есть своя история: оно названо в честь пастуха, который украл невесту в соседнем селе и перемахнул с ней на спине через этот поток. Дикие были нравы.
Пастуха, кстати, так и не поймали - он прожил всю свою жизнь на соседнем склоне. История умалчивает, что сталось с невестой


А езда по этой дороге была  победой календарного планирования над здравым смыслом.
По графику у нас была смотровая площадка Далснпиба. Погода с утра не заладилась: дождь, туман, ветер, но у нас же график, мы все равно едем на Далсниббу, высокогорное плато над Гейрангером на высоте 1500 метров, про которое мы знаем только то, что туманы там всегда. У нас же график!



Дорога с непонятно каким покрытием - Авдей заляпан по самую крышу, и  завтра с утра придется искать мойку   - не только цвета Авдея и номеров  разглядеть нельзя, там уже и марка машины под вопросом.
Из машины не выскакиваю с фотоаппаратом даже я - слишком холодно и мокро.

А вдоль дороги бегают лыжники. Ну лыжники, ну в июне, ну под дождем.. Да пусть себе бегут! - Лыжники так и остались незапечатленными.


Или выезжаешь из клубов тумана - а на обочине лежит такое. Пейзаж и так  слишком реален, а тут вообще хочется потрясти головой и попросить "Изыди!".


Въезд на плато Далсниба стоил 100 крон. Платить можно  только карточкой - вежливый мальчик в будочке сидит там исключительно для советов и расспросов.
Не знаю, на что мы рассчитывали и что собирались увидеть сверху в сплошном дожде и тумане, но мы заплатили эти 100 крон и двинули вперед. И вот здесь, впервые за всю поездку, ехать было реально страшно - за три метра не видно ничего. Но мы же русские (и украинские) бабы - мы коня на скаку и все такое.
Выехали, ура! Туман, дождь  и +3,5 за бортом. И замечательный вид открывается - сплошное молоко.


Это туристический центр. Две сидящие девочки, увидив нас, потрусили головами и мысленно, наверное, тоже попросили "Изыди!" - вряд ли ожидаешь посетителей по такой погоде, по крайней мере вменяемых.


Но существуют  еще большие психи, чем мы: эти четверо оставили машину у шлагбаума и поднялись пешком в гору пять километров, сэкономив при этом 100 крон. Слава Богу, что их никто не сбил в таком тумане.
Когда я услышала "No foto!" с узнаваемым славянским акцентом, сразу поняла: наши люди!


Площадка была открыта для туристов в 1945 году, новое здание турцентра построено в 2004, а вот понять, кто архитектор, мне не удалось. Жалко, оно забавное.


Целая проблема была хотя бы просто найти  фотографии этого туристического центра не в тумане.  Это стянуто с официального сайта Далсниббы.


И оттуда же фотография, показывающая, что мы должны были, в принципе, увидеть.


Спускаемся на 800 метров - ура, наконец-то вид на фьорд, ради которого мы так корячились.



Красиво, ничего не скажешь.


Машина с русскими номерами - мужики зарабатывают экстремально и отдыхают соответственно, Было бы странно, если б в свободное время они в шашки играли.
Российских машин достаточно много, машин с украинскими номерами не видели ни единой.Скорее всего,  земляки предпочитают передвигаться на арендованных машинах.
А Авдей с тризубом на номере на стоянках неизменно производил некоторый фурор - я объясняла, что это за страна, а потом обязательно начинала рассказывать, что нет, Украина - это не Россия


А это там же смотровая платформа Flydalsjuvet - обожаю такое сочетание несочетаемого: стекло с еловым брусом. И вход в туалет опять целый квест.
Смотровая площадка в два яруса, соединенные проходом. Архитектор Arne Smedsvig.




Как-то растеклась я мыслью по древу.
Спасибо всем осилившим)

Comments

===Авдей с тризубом на номере на стоянках неизменно производил некоторый фурор

Я вот тоже в шоке, что он там делает.
Кажется я пропустил, как вас туда занесло :)
В отпуск)))
Кстати очень спокойный и размеренный отпуск получился. Даже не нужно было потом отдыхать от отдыха
все. влюбилась в Норвегию окончательно и бесповоротно. красотища неимоверная и путь дорога тоже.
площадка на Stegastein обалденная. вообще архитектура офигительно пейзажная. вертушка-определитель вершин понравилась.
и водопад который искусственный. мне кажется что он все таки вряд ли искусственный, скорее натуральный оформлен таким суперским стоком.
крышесносительно!
Водопад наверняка натуральный - там действительно нет необходимости создавать искусственные, настоящих миллион.
И архитектура действительно потрясающая - вот сейчас пишу отчеты и понимаю, сколько не увидела. Хоть еще раз едь!
Классная поездка. Сама, что-ли, ездила? Круто!
))) А то!
Ездила с приятельницами - четыре тетки моего возраста. Кстати, это не первая моя поездка в Европу. А что тут сложного? она рядом. Вот если бы я на Америку замахнулась))
Красиво, невероятная природа и архитектура! :)
Спасибо!
Они молодцы - понимают, какой уникальный кусок суши им достался и с трепетом к нему относятся
Замечательно! Очень длинный пост, но не прочитать всё - невозможно, уж очень интересно :) Красота невероятная, конечно.. блин, надо ехать.. )) Отдельное спасибо за подробную информацию о дорогах, просто бесценно для того, кто туда собирается. А погода какая в основном была? Градусов десять-пятнадцать? Дождей много было?
Я понимаю, что длинный - но иначе Норвегия никогда не кончится))
Было по-разному, в основном 13-17 градусов. Но 13 градусов там воспринимается как вполне годная, теплая погода - почему-то вполне можно ходить в футболке. Нет плохой погоды - есть плохая одежда.
И, как прочитала в каком-то отчете: если тебе не нравится погода, подожди полчаса - она изменится
Очень хорошее описание, спасибо. Прочел с интересом. Хотя я бы наверное разбил его (по объему) на два, а то и три поста.
Я просто боюсь, что уже сильно подзадолбала ленту своей Норвегией, а фотографии все не кончаются.
Спасибо, что дочитали))
это все так красиво, гармонично и трогательно!!! и природа, и архитектурно-дизайнерские решения

но вот видишь эту цену - 175 крон за то, чтоб сделать банальный снимок _дороги в никуда_, и все становится ясно)
)) это как в мультике про кота Матроскина "у нас не денег, у нас мозгов не хватает!" - вот кто нас гнал на ту Далснибу.
От цен все сперва в шоке, но за несколько дней просто привыкаешь с этим жить. У нас 19 дней с бензином, питанием, паромами, короче со всем, получилось ок. 950 евро. Я думала, что будет много хуже. В конце даже шопинг какой-никакой нарисовался - летние распродажи наступили
Очень красиво, ну, просто очень! Я так северную природу люблю! Вчера еще этот пост бегло просмотрела, но уже очень спать хотела. Удивительный вид с гор. И козел классный.

ПС. И как вы эти слова выговариваете: "Долсб...", "Долбс..." "Даслбилс..."?
))) Это невозможно запомнить, это можно только записать. И там все названия такие - как они их запоминают, бедные?
А я б еще почитала!
Мне очень нравится твои архитектурные описания, вот казалось бы, ты вроде инженер-атомщик, работаешь вообще гл.бухом, а такое тонкое видение архитектуры! И так ты доступно об этом пишешь, что читатель невольно и сам начинает по другому смотреть на строения.

очень славно и красиво, а вы девоньки - молодцы!
Наверное комплекс по поводу того, что после строительного института так ничего и не построила) Сублимация.
Спасибо! Мы уже и сами так думаем - полтора месяца прошло, все накладки, какие были, забылись. А оно всегда так и бывает
=== Назначение этого здания осталось невыясненным ===
это будка для наблюдений полярного сияния, там таких будок много
Не уверена - это дорогу точно закрывают на зиму, наблюдать северное сияние там смогут разве что лоси.
Но всяко может быть. Я видела (но это где-то севернее) шикарный и очень дорогой проект павильона для наблюдения за оленями - будь я оленем, почувствовала бы себя польщенной