?

Log in

No account? Create an account

Берген: кошка как носитель идеи национального характера


С названием я явно перестаралась -  детская травма со времен школьных сочинений типа "Катерина - луч света в темном царстве" и "Базаров - выразитель идей революционного дворянства". Не умею писать заголовки, постоянно хочется завернуть что-нибудь насчет "Зеркала русской революции"

Но речь действительно пойдет о Бергене и о кошках.
Сперва о Бергене...

В Норвегию едут не за тем, чтобы путешествовать по городам.
Типичный норвежский город  - это два дома  на берегу фьорда, сувенирный киоск на причале и круизный лайнер у причала, высадивший на берег толпу европейских пенсионеров. И они, бедные, тыняются между причалом и киоском. А куда деться? - можно походом в горы, так тебе ж 75 лет
Так вот, Берген - единствернное исключение из этого правила и единственный город, который нам действительно понравился.



Берген старейший норвежский город, он был основан в 1070 году и стал первой столицей Норвегии в 13 веке. Вплоть до 1830 года Берген был самым большим городом Норвегии..
Сейчас в Бергене около 263 тыс. жителей - это приблизительно как в Белой Церкви.



Это новый туристический центр возле рыбного рынка, больше из современной архитектуры мне в Бергене похвалить нечего. В 2000 Берген был Культурной столицей Европы, обычно по такому поводу в городе строят что-нибудь современно-непонятное, но либо здесь это было не так, либо мы просто не нашли


В 14 веке Берген вошел в Ганзу - союз независимых торговых городов  Северной Европы и Балтики. Эти одиннадцать ярких деревянных домиков - все, что уцелело от средневековой набережной после пожара 1702 года. В крайнем от рыбного рынка разместился музей Брюггена. Брюгген  часть Всемирного Наследия Юнеско.


Склады с подсобными помещениями за домом, конторами снизу и жилыми комнатами сверху.Здесь хранились запасы вяленой рыбы (основная статья средневекового норвежского импорта).
Печей в домиках не было - ганзейские купцы боялись пожаров, но все равно  Брюгген  регулярно выгорал.


Это остатки Брегенского замка, от которого мало что уцелело, а то, что уцелело, было разнесено, когда в гавани в 1944 году  взорвался немецкий корабль. Так что после войны здесь все отстраивали заново. Внутри пустовато, но можно подняться на башню и полюбоваться видом на гавань.На остатках укреплений разбит городской парк.


Городской фуникулер Флейбанен - 80 крон и 7 минут чтобы подняться на обзорную площадку (в одну сторону 40 крон, но лучше брать билеты туда и обратно  - спуск сверху 5 км по лесу, где смотреть  нечего).


Есть еще одна смотровая площадка над Бергеном на горе Ульрикен, туда можно подняться канатной дорогой. Один из самых красивых пешеходных маршрутов Норвегии проходит по горному плато с видом на Берген - от верхней площадки канатной дороги Ульриксбанен до верхней станции фуникулера Флейбанен. Считается, что он несложный, доступен круглый год, но протяженность его около 15 км, жалко, что на него не хватило времени.


И здесь мы переходим к кошкам, хоть я и не могу объяснить по-человечески, как именно к ним перейти.
Обожаю такие фразы в отчетах "мы увидели  классную штуку, вот только не знаем, где это было". Так и мы набрели на эту улочку, но не записали ни координаты, ни название.
Короче, если идешь по направлению к Бергенскому аквариуму,  то  от Ньюкирхе (большая красивая церковь начала 18 века)  нужно свернуть налево в узкие переулки, заставленные смешными деревянными домиками.


В центральном Бергене три района старой деревянной застройки Nordness, Nestet Fjellsiden.
И вот здесь действительно ощущаешь очарование деревянного северного города - мощеные улочки, деревянные дома,  выкрашенные свежей светлой краской, цветы в ппалисадниках, цветы на подоконниках, цветы в горшках возле дверей.
И кошки, кошки, кошки... Да, так много.


Вы никогда не задумывались, насколько соответствует реальности расхожая фраза о том, что животные похожи на своих хозяев? По моим наблюдениям, это святая истина. Это не вселяет оптимизм, если вспомнить, какая сволочь моя кошка. Но маємо шо маємо.
Более того, будучи абсолютно похожи внешне (порода европейская дворовая), в разных странах кошки ведут себя очень по-разному.


В Грузии кошки убегали от меня с бешеной скоростью стоило мне только вскинуть фотоаппарат. Погладить ни одну не удалось ни разу.

В Италии бродячие кошки живут на древнеримских руинах и ведут себя как достопримечательности. Это отдельная туристическая развлекалочка для сентиментальных барышень. Своей популярностью Площадь Арджентина в Риме во многом обязана кошкам, неторопливо расхаживающим по раскопкам среди осколков колонн и обломков античных статуй.


В Турции кошки преисполнены восточного покоя, и реагируют на туристов только когда видят еду.

В Голландии кошки  - одна из странноватых достопримечательностей Амстердама наряду с кофешопами и кварталом красных фонарей. На экскурсионном кораблике вещают в наушники: "Посмотрите направо - это самый узкий дом шириной всего метр двадцать, посмотрите налево - это баржа, на которой живут бродячие кошки!" - и большинство туристов несется с фотоаппаратами к левому борту.
А не было у меня трагедии, когда мы на эту баржу не попала потому что там был выходной? Я всерьез собиралась менять программу поездки, сын еле меня оттуда выдернул:
- Ма, ну это же идиотизм! Выйдешь возле дома на помойку - увидишь точно таких же. Заодно их и покормишь!


Дома помоечных кошек я жалею, и здесь тоже какие-то параллели прослеживаются.

В Германии... Мне кажется, что в Германии, кошек нет  - за несколько поездок в эту страну мне не довелось увидеть ни единой. Только котосувениры в магазинах в огромных количествах.
Понимаю, что в стране действует эффективная программа борьбы с бездомными животными,  что немецкие кошки сидят дома и по помойкам не шастают. Но не могу отделаться от ощущения, что в Германии кошек любят как мы любим динозавров - никогда их не видели, и поэтому считаем милыми, няшными зверьками.





А на этой улице кошки были. В огромном количестве - почти возле каждого дома,  обязательные как цветочные вазоны и почти такие же неподвижные.
Их можно было гладить, тискать, фотографировать, скакать вокруг них в умилении - они не реагировали НИКАК.


Вот эта все-таки отошла -  так я ж перед этим об нее споткнулась.


И вот точно так-же, миролюбиво, но равнодушно, без всякой агрессии, но и без всякой радости реагируют на туристов норвеги. По-моему, они друг на друга реагируют так же: скорее вежливы, чем доброжелательно. Они не лезут в душу и соблюдают дистанцию, они не то чтобы равнодушны, но снисходительно-спокойны, и смотрят на всех с мудростью этих кошек.


А может я все это себе придумала))

Comments

симпатичный гордок, да!
ну и кошки!!:)))
Кхе-кхе!Берген- не городок, а Город с большой буквы ГЫ. Второй по численности населения в Норвегии,между прочим. ))) Но вы правы, такой симпатичный!
"мы увидели классную штуку, вот только не знаем, где это было" - это про меня!:) классные норвежские домики и котэ тоже. Люблю города, где много котэ!!!
Я тоже))) Я людей комплексую фотографировать, а кошки очень благодарные модели
Ой, какие славные! Вот да, не помню кошек в Германии. И в Америке видела всего один раз - в Филадельфии. Моя подруга еще сказала, что будь на нашем месте американцы, обязательно позвонили бы куда надо и сообщили, что гуляет по улицам беспризорное животное. Хотя оно явно было не беспризорное, просто вышло на прогулку по своей территории. У подруги там кот есть, он сам выходит и где-то прогуливается :)
Это, конечно, правильно, что бродячих животных нет, я полностью это поддерживаю. но город какой-то пустой вообще без кошек.
А как же кошки гуляют по Америке, если там так все строго? Или их отлавливают и домой доставляют?
Спасибо за рассказ и фотографии! Я тут живу! Вы очень точно почувствовали Берген. Насчет Флейена не соглашусь, вниз с горы ведут несколько троп, и некоторые из них идут как раз мимо домов на горе, которые и являются старой жилой частью города. Там очень красиво спускаться пешком в действительности. Просто вам об этом спуске никто не рассказал.
А кошки-это точно отдельная песня.Они и собак не боятся,просто смотрят на них снисходительно. И все кошки очень упитанные. Я еще, когда учила норвежский язык, преподаватель попросил придумать словосочетание с прилагательным "тощий", кто-то сказал "тощий кот". "Только не в Норвегии!"- прокомментировал преподаватель. И ведь был прав.
я надеюсь будет продолжение? это же не все, что вы увидели в Бергене? В Трольхаугене были?
Ничего больше не видели((( (плачу-просто рыдаю)
В том то и дело, что на Берген было всего полдня((( - так часто получается, когда планируешь поездку по отзывам из интернета. Кому-то показалось неинтересно - и ты ему поверил.
В Берген я просто влюбилась, он невероятный. Нам еще и с солнечной повезло - это правда, что у вас всего десяток солнечных дней в году?
Про дорогу действительно не знали, нащи подельницы спускались парком, по их фотографиям и сделала вывод.
История про "тощего кота" замечательная. Да, никто из них не выглядел голодным
Кстати, та кошка, об которыю вы споткнулись, скорее всего, породы "норвежская лесная". Очень похожа, по крайней мере, на норвежскую лесную.Единственные кошки, которые умеют спускаться с дерева вниз головой.
Возможно)))
Я же не знала, что ее нужно попробовать с дерева спустить. Очень славная, даже если вдруг не очень породистая, и характер золотой
тоже берген очень сильно понравился!
а обратно мы, кстати, очень душевно по лесу прогулялись с горы. природы как никак)
Таня, а я пропустила, что тв в Норвегии была. Давно? Где?
Может, и придумала, но как правильно и тонко. Город приятный, улочки чудные, вокруг красота и кошки характерные. Прям радуюсь, что мы теперь дружим и я могу читать твои записи.)
Марина, спасибо!
Мне тоже нравится с тобой дружить)))
Да, Бергенские кошки явно "имеют неоспоримое преимущество перед всеми европейскими" (и большинством не-европейских). И сытно, и не очень жарко, и машин вокруг немного. Последнее, наверно, обьясняет почему их хозяева выпускают на улицу.
Наверное. В этой улочке мы машин вообще не видели, хоть, вроде, она не чисто пешеходная.
Может это только для туриста выглядело идилией, но выглядело все равно замечательно))
Тебе впору писать туристический путеводитель по кошко-местам )
))
Я в Будапеште так гуляла - вычитала в путеводителе, что в парке есть место, где бездомных кошек подкармливают. Естественно, поперлась - где б я еще бродячих кошек увидела? Сумерки, пустой парк, бомжи, и я такая кошек фотографирую.
Из-за таких ненормальных, как я, кошкоместа лучше держать в секрете - и кошкам спокойней, и турыстки целее