?

Log in

No account? Create an account

Все люди по грибы, а я по музеям - 1


Погода отвратительная, настроение по погоде.Вся френдлента на выходные собирала грибы и фотогрфировала небывалые урожаи.
А я, как культурная тетка, подалась по музеям: Культурный проект пригласил на экскурсию в Мистцький арсенал на "Велике та величне", и на "Гогольфест" тоже хотелось обязательно попасть.

О Мистецьком Арсенале и выставке "Велике и величне" можно подробно прочесть у   agritura здесь здесь и здесь.
Экскурсию провел Александр Соловьев, куратор и организатор этой выставки.


Мисьтецький арсенал - любимая игрушка Ющенко. Это действительно уникальное пространство, его усилиями и за государственный счет перестроенное в музей.
Но музей это не только стены, это, в первую очередь,  оговоренные и строго регламентированные параметры температуры-влажности, которые в Арсенале  пока не соблюдены. И вряд ли в таком огромном помещении  систему кондиционирования  в ближайшее время установят - это  колоссальные деньги, которых нет. Так что пока в Мистецький Арсенал нельзя  даже привезти серьезную выставку  - все  опять же упирается  в несоответствующие температуру-влажность.


"Велике та величне" - фактически выставка сокровищ из запасников украинских музеев. Общеизвестно, что в постоянной экспозиции находится только порядка 10% музейных экспонатов, остальные ждут своей очереди в запасниках.

Но даже выставку из украинских музеев собрать было сложно - во-первых все из-за той же температуры-влажности (в областных и районных музеях требования хранения тоже могут не соблюдаться, но они там уже по сто лет не соблюдаются. И в небольшом помещении систему кондиционирования установить проще, чем в огромных залах).
.Во-вторых, музеи просто боялись отдавать свои экспонаты в Киев без ясной перспективы получить их обратно. Только когда слушаешь непосредственного участника, понимаешь, насколько огромный труд организовать подобную экспозицию Спасибо, что осилили.

Выставка очень разнообразная, чтоб не сказать разношерстная. Или мне вот нравится слово "эклектика". Большой раздел посвящен церковному искусству.


Икониы алтаря козелецкой церкви Рождества Богородицы. Я была в Козельце лет пять назад - тогда велись разговоры о необходимости забрать алтарь из церкви. Видимо забрали, что в этом случае значит спасли - в церкви не было отопления, и она давно нуждается в реставрации.


Христинопольский Апостол - древнейшая полная рукопись Апостола (12 век - этой книге 800 лет!, написана на пергаменте красивым разборчивым почерком, чернила от времени почти не поблекли; рядом современная копия - можно расстегнуть медные застежки и полистать страницы).


П.И. Холодный. Иконостас в стиле модерн, начало 20 века
Петр Иванович Холодный  - украинский художник-импрессионист. на выставке, кроме этого иконостаса, еще два его женских портрета.


Иконы на холсте из Дрогобыча. Авторство не указано - иконы редко помнят своего создателя; в народном, почти примитивном стиле. Кажется, сам мог бы так нарисовать: головы слишком большие, черты лица подчеркнуто простые. Но рассматриваешь и понимаешь, как все гармонично.
И это удивительное сочетание красок, не поблекших за сотни лет.


Это тоже холст и тоже из Дрогобыча - почти монохромное изображение. Эта икона огромная, многофигурная, ее можно рассматривать очень долго.


Иоганн Пинзель, "Распятие. Богоматерь"
Иоганн Пинзель - самый загадочный украинский скульптор, хотя бы потому что никто не знает, был ли он украинцем. Откуда он появился? Где учился и где его ранние работы? Когда умер и где погребен?



Иоганн Пинзель, "Жертвоприношение Авраама"
И как вообще получилось, что скульптор такого масштаба оставался никому не известным до средины двадцатого века? Фактически его заново открыл Борис Возницкий, он же спас многие скульптуры Пинзеля, собрал, иногда по кускам по заброшенным церквям, добился их реставрации, организовал первые выставки.


Иоганн Пинзель, "Самсон, разрывающий пасть льва"
Забавная у мужика прическа? Деревянная церковная скульптура  - очень непростойц вид искусства. Не думайте, чстатую из дерева создать проще, чем из камня - там безумно сложная технология.
 Статуи,
покрытые сусальным золотом, были реставрированя перед выставкой Пинзеля в Лувре. Это барокко - оно и должно быть предельно вычурным по форме, золотым и блестящим. И если в музейных залах сусальное золото кажется почти перебором, то в церкви, в полумраке и мерцании свечей эти статуи выглядели очень уместно.


Иоганн Пинзель, "Святой Иоаким"
А вот статуя без следов реставрации. Глубокие трещины - дерево не камень, к нему время беспощадно. Но посмотрите, какая работа - даже ресницы вырезаны. Музей Пинзеля есть во Львове - нужно будет обязательно заехать при случае.


В стеклянном кубе кости из Мезинской стоянки Черниговской области - древнейший (13-12 тысячелетие до нашей эры) набор музыкальных инструментов. Правда ученые не выяснили, был ли  был это симфонический оркестр или инструментальный ансамбль.


И в этом же зале работа Назара Билыка "Контраформы" - еще один куб, почти такого же размера, но белый.Сопоставление и противопоставление форм и объемов, древности и современности.


Настенные росписи из Херсонеса - то, что осталось и законсервировано (современная реставрация предписывает оставить все как есть, не восстанавливая утраченное).  Как можно было по таким невнятным остаткам представить, что там было нарисовано раньше? Но рестовраторы как-то справились.


А на соседней стене гипсовые отливки Александра Сухолита. Автор не собирался их выставлять, но они оказались уместными в контексте  выставки. И такое противопоставление в каждом зале - греческие терракоты и современная живопись, скифское золото и ар-деко.


Огромные, под потолок, черные силуэты на белом фоне. Не помню, чья работа.  Вроде ничего особенного, но меня она просто заворожила.


Кажется, среди этих старых выцвевших фотографий сейчас увидишь лица родителей, или знакомых, или найдешь себя.


И напротив, глаза в глаза, странные темные лица на картинах переяславского самодеятельного художника Панаса Ярмоленко. Интернет называет его украинским Пиросмани, а я на выставке впервые узнала о его существовании.


Вы не привыкли думать о Малевиче как об украинском художнике? А почему? Он родился в Киеве, до семнадцати лет жил на Подолье. Его картина справа - видимо, она потребовала несколько больших усилий, чем "Черный квадрат".
Кандинского (его картина слева) можно считать украинцем с очень большой натяжкой, хотя его семья четырнадцать лет прожила в Одессе, где он закончил гимназию и получил музыкальное образование.
Самое интересное в этих картинах - музей, откуда они привезены на выставку, сельский музей в Пархомовке Харьковской области. Не знаю, как это удалось бывшему школьному музею, но они собрали у себя работы Репина, Шишкина, Врубеля, Брюллова, две работы Пикассо.. да там очень длинный перечень.



Т. Яблонская "Свадьба"


А это на противоположной стене: Александр Ройтбурд. Сверху вниз:  " Потенційний шматок жовтізни", "Гранатовая чайхана",  "Живописный реализм футбольста". Так вот незатейливо.


Н.Пимоненко "Портрет украинской девушки"
Это визитка выставки, заглавная картина буклетов и каталогов. А сам Николай Пимоненко очень много сделал для украинского искусства, многие его картины в наших музеях. В свое время он принял участие в создании Киевского художественного училища. И то, что я чуть ли не впервые о нем слышу - моя проблема, а не его вина.


М.К.Башкирцева "Девушка за книгой"
Еще одно новое для меня имя. Французская художница украинского происхождения. Умерла в 25 лет от туберкулеза, известна не столько своими картинами, сколько интимным дневником, которым восхищался Мопассан.


Всеволод Максимович. "Пир"
Оказывается, он один из ярчайших представителей стиля модерн в Украине. После него осталось очень мало картин - покончил жизнь самоубийством очень молодым, в 21 год. Несколько его картин есть в художественном музее


М.Жук "Белое и черное",
И еще одно (ну, вы поняли) новое для меня имя. Украинский художник, один из ярчайших представителей эпохи модерна.  У черного ангела черты лица  двадцатилетнего Тычины, который учился рисованию в Черниговской духовной семинарии и был лучшим учеником М. Жука.


Этюд И. Мясоедов
Об этом художнике хорошо и подробно рассказано здесь. Чудесный и почти забытый художник. И жизнь  прожил совсем небанальную - все успел, всем побыл: и успешным художником, и цирковым атлетом, и фальшивомонетчиком. Может из-за странностей биографии музей его есть  только в Лихтенштейне, а на Украине его почти не помнят



Его автопортрет.
А рядом скифское золото из Рыжановского кургана звенигородского района.Этот курган археологи исследовали в течение ста лет, но главное погребение было открыто лишь в 1984 году.

Там еще очень много интересного, но пост становится неконтролируемо бесконечным. А хочется еще про Гогольфест рассказать.
Сходите лучше сами - должно понравиться.


Выставку попробовали сделать не только умной и познавательной, но и интересной для всех. Не только для ценителей и специалистов, но и для тех. кто просто забрел, или пришел с детьми, или спрятался от дождя.
Как во всем мире, где музеи не только сохраняют, изучают и просвещают, но и развлекают, и приобщают к искусству, и развивают художественный вкус.

Выставка удивляет  и развлекает, сопоставляет несопоставимое, сталкивает понятия. И это классно. Вне зависимости от культурной и исторической ценности, наблюдать эти парадоксы просто весело и забавно. И  пестрота, за которую выставку критикуют, по-моему, и есть ее главное достоинство.
Из-за того, что выставка, пусть по касательной, охватывает все жанры и все периоды, удается составить какое-то общее представление и понять, насколько мало я знаю об украинском искусстве. Да чего уж кокетничать - об искусстве вообще.


Пару комнат, наверное, никакого отношения к выставке не имеющих, отданы детям - они  там что-то рисуют, вырезают, строят , Какие-то кубики, мягкие диваны, книжки на стенах, книжки во всех углах,  все ярко, пестро и забавно.

Вряд ли этим отцам так же весело, как их чадам, но тоже сидят, приобщаются к прекрасному. Глядишь и втянутся.

Comments

Это ты еще Гогольфест не видел - вот там я с тобой полностью соглашусь.
А мне Арсенал нравится - огромный, высокий, светлый. довести бы его до ума. И не холодно там сейчас - на время выставки, наверное, отапливают
Это ты глубоко копнул))
Если сравнивать с музеями перестроенными из пром. предприятий, Тейт-Модерном в Лондоне, например, Арсенал выглядит вполне пристойно. Опять же благое дело дать шанс старым морально устаревшим промышленным зданиям. Они бывают красивыми.
Нда... искусство.
интересно. а на тех костях пробовали играть?
Вот портреты мне понравились в конце. И скульптуры тоже ...
от Галка - как поехать 400-600км, так зовет, а как в музей, да еще и мой любимый арсенал - так в тихушку хоит!!:) Много видела, но уже давно не была - все-время собираюсь, когда мимо проезжаю.. А потом работа, и все мысли о культурном вылетают!!
И на Гоголь фест я бы сходила - а когда он и где?
Ты ж говорила, что на свадьбу собираешься? И я думала, что туда уже все сходили - это выставка давно идет( А Гогольфест закончился в воскресенье, он второй раз проводился на Выдубичах, в промзоне. Но мне не слишком понравилось 0 когда он был в Арсенале, было круче
ну эт да - была, и не только на свадьбе. кстати по грибы тоже ходила!!:)))
ну да - Гогольфест должен быть в Арсенале. Ну в общем в след. раз - ты ж поняла!!:))
Поняла)))
И как грибалка? Много набрали ? Возле Белой Церкви?
да так - трохи. Ну да - возле дачи.. выбралиь после обеда - но набрали - грибы есть. Я вообще так - между прогулками собак собирала!:)
))) Не думаю, что пробовали - все таки 12000 лет - возраст уважаемый. Хотя мамонтовую кость же в вечной мерзлоте добывают, даже и делают из нее что-то, Может и с этими костями ничего бы не сталось?
Ой, про меня есть! Спасибо!)))
Конечно! А по чьей наводке я туда пошла? А за наводку отдельное спасибо - очень понравилось
Я в восторге! Аплодирую!

Иконостас с Козельца, это хорошо что его увезли и спасли. Мы ж вроде тогда вместе ездили туда?
Очень понравились работы Пинзеля, кстати они мне напоминают скульптуры с Козелецкого липового иконостаса? А чего ты его не показала целиком в этом посте, у тебя ж должны были сохранится фотографии.

Очень понравились картины, к стыду своему почти никого и не знала. В общем очень полезный для меня пост, спасибо тебе дорогая!