?

Log in

No account? Create an account

Введение в яхтинг для тех, кому за тридцать - 1


У меня есть несколько мечт (как правильно "мечта" во множественном числе?),  которые я время от времени мечтаю, но сбывать никогда не собиралась. Вовремя не получилось , а теперь, вроде, поздно. Вот как я с нулевым знанием яхтинга и своими сегодняшними технико-экономическими показателями приду участвовать в регате? Что скажу? "Здравствуйте, вам сегодня повезло! усильте мной какую-нибудь команду!"?
Блогг-тур - золотое решение проблемы: ты же не сам пришел - тебя направили. И люди, хотя и понимают, что им вот таки сегодня повезло, но злятся уже не только на тебя, но и на тех, кто тебя послал.

26.09.13, четверг.
О том, как происходят регаты у меня были самые  общие представления.
Мне думалось, что: из нас, блоггеров, соберут экипаж, выдадут нам шкипера поспокойней, он нам объяснит под запись теорию процесса. Потом шкипер будет, в основном, дремать на руле, а мы вчетвером поведенно фотографировать - а что еще могут делать четыре блоггера в одной лодке? Участвовать в соревнованиях? А смысл? У нас другие приоритеты, нам же нужно запечатлеть момент старта, а потом лица победителей на финише.
Ну, думала я, нам, наверное, дадут каждому разок постоять у штурвала - чтоб остальные успели запечатлеть этот исторический момент. Я не люблю фотографироваться, значит меня. скорее всего, к штурвалу не допустят - ну и ладушки.
Вот как-то так мне все это виделось.


Мои подельники: Лена, stihiynaya_haha, Рома geser и Женя fun


Первая новость - нас распределяют по командам, по одному блоггеру в каждую яхту. Моя яхта называется "Фокстрот", наш шкипер Тарас Хомчик , а я, соответственно, блоггер № 5.
У меня были самый лучший шкипер и самая лучшая команда. Им со мной повезло несколько меньше, но жизнь - боль.


Это моя команда - два Пети и два Жени,  двое из Киева, двое из Москвы. Все работают в пироговой "Николай". Я там уже побывала - хорошее место: пироги замечательные, вкусный кофе, уютно. А по ресторану ходит строгая и серьезная кошка Тигра, такой себе корпоративный символ. Когда-нибудь зайду туда с фотоаппаратом.


Команды на яхтах подобрались самые разные - и по возрасту, и по опыту и даже по стране проживания. Мои любимые персонажи Кира и Яся, Кире пять лет, Ясе восемь. И если для меня это первый опыт хождения на яхте, то для девчонок совсем нет - они уже участвовали в экспедиции по Онежскому озеру. И это не самые молодые яхтсмены в истории - в Швеции 4-летний малыш самостоятельно ходит на собственном 3,5метровом швертботе.


Слава Ивашкевич - это его усилиями была организована и проведена регата. Он призер чемпионата Украины и один из лучших инструкторов, способный привести к победе любую команду. Его команда и в этот раз победила.


Помните фильм "Полосатый рейс" и лекцию Леонова об устройстве тигра? "Тигр состоит из костреца, рубца, голяшек, задней части, тонкого края и вымени".  Приблизительно так я сейчас буду объяснять устройство яхты.

Регата проводилась на яхтах  Platu 25.  У этих яхт идеальные размеры для плавания в акватории Днепра, они одни из самых быстрых и достаточно безопасные. Эту яхту придумал и спроектировал Брюс Фарр, легендарный дизайнер яхт для Кубка Америки.Со средством передвижения  нам очень повезло.


У яхты два паруса - задний грот, передний стаксель, если ветер попутный, то стаксель опускают и поднимают дополнительный передний парус спинакер, его площадь иногда превышает площадь всех основных парусов, вместе взятых и именно  благодаря ему яхты выглядят такими красавицами.
Паруса крепятся к мачте -  одно из немногих знакомых мне слов. Перпендикулярная мачте штуковина, при поворотах пролетающая над головой, это гик.
Если вы все это с первого раза поняли, поздравляю. Я  три дня разбиралась


А вот так выглядит система управления яхтой - куча разноцветных веревок, закрепленных диковинными способами в неожиданных местах. Это спортивная яхта. поэтому все управление ручное, с помощью блоков и грубой  мускульной силы экипажа. Если в яхте что-то механизировано, или лебедки управляются гидравликой, то к настоящим регатам такая яхта не допускается.
И штурвала нет, что бы я там себе ни  намечтала.
И слово "веревка" - это фу, грубо и некультурно - на яхтах есть такелаж и концы.


Бегучий такелаж – это все снасти, что периодически двигаются.
Различные фалы двигаются вверх-вниз. Во всех остальных направлениях двигаются шкоты, разные оттяжки, тали, и скрутки. Шкотами регулируеся  угол постановки парусов по отношению к ветру.То,что уходит за пределы яхты - это концы (якорные, швартовые, буксирные). Со всеми этими снастями экипаж яхты работает. Их тянут (выбирают)и подтягивают посильней (набивают). Либо отпускают (медленно – травят и быстро – отдают).
И фраза "По местам стоять за концы держаться" означает только что яхта готовится к отходу от причала, а не то, что мне представилось.


На яхте почти все называется непонятно, но красиво - свой мир, свой образ жизни и даже свой язык.
Мы говорим не штормы, а шторма
слова выходят коротки и смачны.
Ветра– не ветры – сводят нас с ума,
из палуб выкорчевывая мачты.
(это Высоцкий)

Стандартная команда такой яхты: шкипер на руле (это Тарас); один человек на баке (это Петя) - помогает поднимать паруса; один человек на гике (это другой Петя), один на стакселе (это Женя, у него работы больше всех - управление стакселем  это куча разнонаправленных движений), один на спинакере (это второй Женя, его время наступит позже).

Стандартная команда не более пяти человек, так что я там была самую малость лишней. В первый день я старалась просто выполнять команды и не путаться под ногами, что было непросто в ограниченном пространстве.
Специально для таких, как я, Слава вечером на лекции объяснил, что быть балластом это тоже важная функция, и правильно сидеть на борту и уравновешивать яхту тоже надо уметь.
По правилам класса максимальный вес экипажа должен составлять 400 кг, для соревнований идеально 285 кг. Сильно подозреваю. что мы в сумме весили больше.


Когда яхта идет на большой скорости, она очень сильно кренится на один из бортов. настолько сильно, что ты порой сидишь на палубе под углом чуть ли не 90 градусов к воде и держишься двумя руками. Сначала это очень жутко.

При повороте экипаж должен быстро пересесть с одного борта на другой. И лучше с этим не задерживаться - в момент поворота ты сидишь сверху и можешь просто упасть вниз, а через десять секунд яхта поменяет положение, и искомый борт окажется над тобой и к нему нужно будет подтягиваться. А в подтягивании я не сильна.


Начинает лить дождь - мелко, противно. Его не очень замечаешь за работой, но он раздражает.
На яхте ты постоянно чем-то занят. Никогда не думала, что это настолько активный вид спорта.
Хорошая физическая подготовка не помешала бы даже балласту в моем лице. А мужики изо всех сил тянут шкоты - без перчаток просто не справиться.

А дождь продолжается - шуршит тихо по пластиковому корпусу яхты, стекает по парусам и такелажу.  Берег затянут, над водой противный мокрый туман. Одежда промокла насквозь.
Я прячу фотоаппарат - а какой в нем смысл? Да и жалко его. Себя почему-то не настолько жалко, как можно было предположить.


А еще у нас в этот день был мастер-класс, нам его проводил Андрей Клочко, чемпион России и много чего призер.
Это надо было видеть. Ветер очень, приличный, а человек шагнул  с надувной лодки на борт яхты как на твердую землю, руки в карманы. И успевал видеть всех, и подправить работу каждого, и сделал сам то, что у мужиков  пока не получалось быстро сделать втроем - поставил спинакер и управлял им.
И сделал кучу замечаний всем, кроме меня - видимо, я идеально сидела на борту. Может, мое жизненное предназначение быть балластом?
А потом так же по-деловому спокойно, руки в карманы, шагнул за борт на надувную лодку и ушел по воде аки по суху.


Блин, мы на берегу, ура! Вот эта фотография неплохо выражает тогдашнее наше состояние.


Руки замерзли настолько, что пальцы не гнутся. А еще нужно укладывать паруса. И наводить порядок на яхте. А дождь все усиливается...
Какая прелесть быть балластом и единственной  теткой в команде пятерых парней  - от тебя никто и не ждет помощи, и все, чего хотят - чтобы ты не путалась под ногами. Вот и ладушки!

Вы сейчас думаете, что по такой погоде блогг-тур - скорее зубная боль, чем оргазм? Оказавшись на берегу, мокрая насквозь (не образное выражение, а действительно мокрая  до трусов), я в какой-то момент тоже так решила.
Странно, что никто серьезно не заболел - в отеле Вышеград нашлась неожиданно приличная  сауна-баня-бассейн, где все и спаслись.
Еще более странным было то, что, решив с вечера: "ни за что не поеду, ну его нафиг!", я утром проснулась с твердым намерением ехать обязательно  и "ой сколько  уже времени, Боже ж мой, я ж опаздываю!"
И самое странное - оглядываясь назад, я понимаю, что мне даже тогда и там нравилось все происходящее.

27.09.13. Пятница.
Могла бы сидеть в офисе и дожевывать рабочую неделю. А мы на Киевском море - оно серое, над ним серое небо, а между ними дождь.


Опять этот чертов мелкий холодный дождь.
Но мы сегодня гораздо больше к нему готовы - все в дождевиках, Не команды - толпа андроидов, блин, Все утеплились насколько это было возможно и на полном серьезе собираются выжить..


Или такой вот вариант выживания. А шо робить?
В этом нет криминала - моряку в тропиках официально полагается полбутылки сухого красного вина. На флоте это называется "тропическое довольствие". А в наших широтах и в этих погодах вообще Бог велел. Главное, не ошибиться в дозах. Разрешается управлять яхтой с 0,8 промилле алкоголя в крови, это  гораздо больше чем допустимая норма при вождении автомобиля.


В Ленином экипаже один человек  все же заболел, и они арендовали нашего Женю в качестве крайне необходимой рабочей силы. Мужики слегка расстроились и хотели отдать меня, но им объяснили, что они сперва мужчины, а потом команда.

Под шумок я стребовала себе синенькую веревочку покомандовать - называется она гика-шкот, если я правильно запомнила, и с ее помощью управляют гротом. Вообще-то самая простая из работ с парусами. Но в этот день  ничего не было просто.

Сегодня первые соревнования - мы к ним готовимся. Пробный проход по трассе. А ветер  настолько сильный, что принято решение спинакер не ставить..


- Приготовиться к повороту! Поворот! - бросаюсь к соседнему борту, земля и небо меняются местами
- Петя, подбирай стаксель! Быстрее! Сильнее! Еще подбирай!

Странно, что никто не вспоминает про морскую болезнь - говорят, что ей подвержены все, вопрос только в какой степени и когда она проявится. Оказывается, в Советском Союзе в программу подготовки космонавтов входили прогулки на яхтах в штормовую погоду, и люди, успешно прошедшие центрифугу, не всегда чувствовали себя хорошо на бурной воде.


Дождь... Или это брызги? Какая разница? Смотреть по сторонам не успеваешь

- Приготовиться к повороту! Поворот!
- Галя, да убери ты свой фотоаппарат! Он же только по головам всем бьет! - какое облегчение, фоторепортаж в принудительном порядке закончен. Вообще-то я уже некоторое время ничего не фотографировала - инстинкт самосохранения у меня сильнее желания сделать хорошие снимки.


- Галя, трави грот! Да нет же, трави - это отпускай!
- Приготовиться к повороту! Поворот!
Ой мама! Меня сейчас смоет за борт, и на моей могиле напишут, что я дура. Кажется, жить здесь хочется только мне, а у остальных только воля к победе.

Петя баковый держится за мачту - он не успел переместиться на другой и успел зацепиться в последний момент. Второй Петя его держит, Зато мы впереди всех. Интересно, что будет, если мы таки вывалимся? Маневр "человек за бортом!" является основным при приеме любых экзаменов по управлению яхтой, значит Тарас теоретически знает, что делать. Не то, чтобы это сильно меня успокаивало...


- Петя, подбирай стаксель! Сильнее! Мужики, надо сильнее! Еще тяните! Вдвоем!
- Приготовиться к повороту! Поворот! Береги головы! - и над головой опять пролетает тяжеленный гик.
До сих пор самое экстремальное, чем я занималась, было катание на квадроцикле - у меня просто не хватало сил чтобы удержать его на большой скорости. Но теперь квадроцикл нервно курит в сторонке - то, что происходит сейчас, намного экстремальнее всего, что я когда-либо делала в своей жизни раньше.


- Галя, подбирай грот! Где шкот? Да, синяя веревка, я же говорил, чтоб ты ее не бросала! Нет, дай ее  сюда, я сам!
- Приготовиться к повороту!
Я не успеваю на противоположный борт, меня подтягивают наверх!
- Приготовились к повороту!
Аааа, опять! Какой-то фильм-катастрофа "Титаник" на  Киевском море - брызги, ветер и палуба под тобой под таким углом, что увидел в кино - сказал бы "не верю!

- Бум! - Ой мама! А это что такое?
- Все нормально,  в нас врезалась яхта. Зато мы выиграли гонку!

В этот день мы пришли первыми во всех трех гонках, но одну из них нам не засчитали - мы обошли стартовый буек не с той стороны. Обидно, нам потом одного очка не хватило чтобы занять первое место. Тарас сказал, что да, так и надо, правила есть правила, но все равно я считаю, что мы были лучшими. И нас не опередил никто!


Это разбор полетов по поводу столкновения: "вот мы шли так. а они подрезали вот так... и потом вот такая фигня образовалась!"

По правилам, в столкновении мы не были виноваты - яхта, идущая справа, должна была уклониться и дать дорогу. И шкиперы действовали правильно, просто экипажи им достались недостаточно обученные.
А вообще на воде действует то же правило, что и на суше  - "дай дорогу дураку"
"Здесь покоится шкипер Маклоги, – он отстаивал право дороги..."- это из какой-то английской песни.

Яхта от столкновения не особенно пострадала. Кстати, только на парусной яхте можно идти своим ходом на значительные расстояния после любой аварии, лишь бы она не утонула. Моторная яхта на такие подвиги не способна.

И это был лучший день из всей регаты!

Далі буде...


Comments

да, приключение еще то! ну ты молодец, столько всего теперь знаешь про яхты, много новых слов выучила:) куда в след раз ходить под парусом?
я удивилась, что нет штурвала, только парус))
а почему все по именам записаны в списках, а ты блоггер №5???
)) На круизной яхте есть штурвал, там вообще все много проще.
Не знаю куда, но хотела бы, если будет возможность, в Грецию или Хорватию. Наташа, это действительно классно, много круче, чем я предполагала)
Не знали организаторы, как нас по экипажам рассовать, вот и решали в последний момент - по никам непонятно, женщина ты или парень и куда тебя в этой связи лучше прстроить
классный пост :))
спасиб!
пойдешь еще?
Да. Но хочу на круизной яхте и по теплому морю - Греция или Хорватия или Италия было бы замечательно!
обалдеть))) вот теперь я понимаю, почему блогеров взяли в таком составе: два мальчика, две девочки)) Два объективных и два субъективных отчета)) на все вкусы)
Ура, у меня есть интернет, пойду докладывать в отчет фото.
Извини, вчера ну никак не смогла просмотреть все фото по ссылке - инет так прочно отсутствовал, что я готова была комп разнести.
Спасиб!
А я еще ничьи отчеты не читала, со своими опаздывала - чукча не читатель, чукча писатель.
Сегодня вечером пойду всех читать, смотреть фотки и комментировать))
удивительные приключения, замечательное изложение!

я же тоже заявку подавала, а когда об этом мужу сказала, то говорит, что не пустил бы в такой холод))
Спасибо))
Я мужа очень хорошо понимаю - и это было бы правильное мужское решение))
О! Какой отчет! Какие обороты!
Я в возбуждении читаю не томясь
Вот это да! Вот это нам даешь ты!
В восторгах я от фото и письма,
и от тебя моя душа в восторге
я верила, я знала - ты смогла!
Ну что ж, кому-то и второе место в радость
Но у меня ты лишь на первых всех местах.
Спасиб!))
Мне никто никогда стихов не писал. Так приятно))

Спинакер, шоб ви понимали )))

Re: Спинакер, шоб ви понимали )))

Невероятное приключение! Спасибо! С нетерпением жду продолжения.
Спасибо! Рада, что понравилось. Это действительно было весело, зотя порой там так не казалось))
Ну ты молодчага - выдержала!
"""то, что происходит сейчас, намного экстремальнее всего, что я когда-либо делала в своей жизни раньше.""" - Галь, так может все-таки еще раз попробуешь лыжи, А?:)))
Можно)))
Но лыжи для меня почему-то не экстремально, а просто страшно - я падать боюсь. А здесь понимаешь, что в самом плохом случае упадешь в воду. И в самом плохом случае эт о капец фотоаппарату, но все остальные выживут)