galinaaksyenova (galinaaksyenova) wrote,
galinaaksyenova
galinaaksyenova

Categories:

Филиал ада. Региональные особенности.


В связи  с грядущим Хеллоуином хочется рассказать что-нибудь инфернальное.

А вы знаете, где находятся ближайшие к вашему дому врата ада? Ближайшие к моему - метров за 300 от моей квартиры, за забором парка Александрия. Вход в  рай находится  где-то там же.

Понимание парка в 18 веке сильно отличалось от нашего  сегодняшнего восприятия. Нам даже трудно представить, насколько символичными были старые парки.
Символы и символизм пронизывали и сопровождали всю жизнь просвещенного человека 18 века, вся система существования и мышления базировалась на символах и аллегориях, сложных и многоплановых со множеством уровней и вложенных смыслов.


Парк Александрия много в чем самый-самый: это крупнейший (405,6 га),и  старейший ( основан в 1788 году) дендропарк Украины, в нем наибольшая среди парков и садов Украины коллекция растений (2500 видов), Только на Большой поляне растет около 170 видов растений, в том числе и старейшие в Украине тюльпановое дерево и сосна Веймутова.
Парк вокруг летней резиденции графов Браницких уже с момента основания был одним из красивейших не только в России, но и в Европе.


Парк Александрия был заложен в 1787 году, когда юг Украины готовился к визиту  императрицы Екатерины. За счет средств, выделенных на создание Катеринославского сада были закуплены и первые саженцы для летнего имения любимой племянницы Потемкина Александры Браницкой.


В 1791 году граф Потемкин умер, большую часть его наследства, благодаря поддержке Екатерины второй получает Александра Браницкая.
В знак благодарности она решает построить мавзолей Потемкина в парке Александрия, а парк, разбитый вокруг, должен был рассказывать про величие графа и вызывать грусть по поводу его преждевременной смерти.


Сады того времени полностью отвечали мировосприятию своих хозяев. Создание садов и парков  было делом сложным и очень дорогим - нужно было не просто "сделать красиво", но создать из деревьев. цветов, статуй и парковых построек сложные композиции, которые раскрыли бы посвященному сложную морально-философскую идею сада.

Сад можно было прочитать - в его плане был зашифрован текст, иногда даже несколько текстов, и прочитать его каждый мог по-разному, в меру своих знаний и степени посвященности.
Не зная символики парка, мы не можем понять его даже на самом нижнем уровне. для нас это просто красивый ландшафт.


Строится Ротонда Потемкина с его бюстом. А парк вокруг нее  вплоть до Летнего дворца Браницких рассказывает по сюжету "Божественной комедии" Данте про путешествие Потемкина после смерти по кругам ада и рая.

Данте Алигьери - итальянский поэт 13 века, создатель "Божественной комедии" - не уверена, что многие  читали, но наверняка все о ней слышали, как и о его романтической любви к прекрасной Беатриче.


Данте изображен держащим копию Божественной комедии рядом со входом в Ад, семью террасами Горы чистилища и сферами неба сверху на фреске Доминико ди Микелино


  • Земную жизнь пройдя до половины,
                          Я очутился в сумрачном лесу,
                          Утратив правый путь во тьме долины.
    Данте. Песнь первая


Христианская церковь многим обязана Данте Алигьери. Наше представление о рае и аде основано на его "Божественной комедии" не в меньшей степени, чем на Библии. Не будучи богословским произведением, "Комедия", построенная на католических представлениях о аде, чистилище и рае оказала огромное влияние на многих художников, писателей и философов.

Согласно "Божественной комедии", Ад устроен в виде колоссальной воронки, нижний конец которой упирается в  центр земли. Преддверие ада населено душами ничтожных, нерешительных людей, девять кругов ада заполнены грешниками в зависимости от тяжести их грехов, и муки их весьма разнообразны, чем глубже, тем страшнее. Последний, девятый, круг предназначен для самых страшных преступников, которых гложет трехглавый  Люцифер.


«Карта» ада, нарисованная Сандро Боттичелли между 1480 и 1490 годами. Девять кругов ада, изображенные художником, соответствуют структуре ада в «Божественной комедии».

На этой карте (в том числе) строится интрига  романа Дена Брауна "Инферно". Там много про Данте, "Божественную комедию", смертные грехи и картину мира, а еще про чуму, Италию и Мальтузианскую теорию перенаселения. Как водится у Брауна, там всего много. Мне книга не понравилась: у меня претензии к развязке и к абсолютно нелогичному, в связи с развязкой, поведению главной героини. Но не буду спойлерить - если не придираться, это вполне развлекательное чтение.


А в парке путешествие пот кругам ада начиналось от Колонны печали, оттуда по лестнице гость спускался Восточную балку  к Зеркальному пруду. дальше он плыл лодкой из Зеркального пруда в Банный,  а композиции на берегах воссоздавали круги Дантова ада.


"Руины" тоже относились к аду, отсюда паромом гость переправлялся на противоположный берег Роси в Голиндерню.


Спуск в ад продолжался в подземных пещерах, устроенных в штольнях Старой Голиндерни (там рядом гранитный карьер, так что существование подобных штолен вполне возможно) - от этой части парка ничего не осталось.


В начале Божественной комедии Вергилий спасает Данте от трех адских животных - рыси, льва и волчицы. У нас в парке фауна попроще - белки, кошки, зайцы. Пару раз я косуль видела.


После осмотра Ада гость возвращался на правый берег и осматривал Чистилище, которое находилось на острове, приблизительно где-то здесь.

Чистилище, согласно "Божественной комедии", имело форму усеченного конуса и состояло из семи кругов - по количеству смертных грехов.
Как выглядело чистилище в парке теперь никому доподлинно неизвестно.


Доре. Данте и Беатриче в раю.
Согласно Бождественной комедии, рай состоит из семи сфер, опоясывающих землю и соответствующих семи планетам, за ними следуют сферы неподвижных звезд и хрустальная. За хрустальной сферой расположен Эмпирей, область, населенная блаженными, созерцающими Бога.


А в Александрии Рай начинался на Большой поляне, и эта часть парка сохранилась лучше всего. Каждое небо Рая имело свою символическую композицию, до наших дней дошли только некоторые:


Колоннада и Меркурий - второе небо.


Лев - шестое небо, Глобус - седьмое небо.

Девятое небо находилось на высоком арочном мосту над Восточной балкой - с этой точки можно было окинуть взглядом всю картину мироздания, воплощенную в парке - от ада до рая.

Вид на мост над оврагом. Рисунок М. Бержинской. 1822 год.

Символика парка была сложной и создавалась с помощью растений, статуй, переплетения аллей, сложных планов, когда из одной точки просматриваются несколько других и одновременно открываются несколько смыслов. Например. в парке есть точка, с которой видны  все три основных белоцерковских храма. А символика растений? Это отдельная сложная тема, и к этому вполне серьезно относились в 18 веке, но мы даже приблизительно не можем себе представить, как это было задумано и выглядело изначально - парк очень сильно пострадал в советское время.



Вид на Летний дворец. Фотография начала прошлого века.

Летний дворец Браницких был разгромлен во время революции из-за запасов вина, хранившихся в его подвалах. Судя по фотографиям, не слишком шикарный это был дворец. К тому времени у парка уже были серьезные проблемы - после отмены крепостного права благосостояние Браницких пошатнулось, и парк начал приходить в упадок: зарастали пруды, часть павильонов была превращена в склады и хозяйственные постройки, вырубались целые аллеи.


Дворец находился где-то между этим памятным знаком и Сквирским шоссе, улицей, которая ограничивает парк.
От него остались развалины фундаментов, но, по рассказам старожилов, под ними существует еще, как минимум, пару этажей подземелий и
 должен быть и подземный ход отсюда до Преображенского собора (это километров восемь,  поверить сложно, но вот легенды...)


Подземелья в Белой Церкви разыскивают с завидной регулярностью.
Истории про клады и подземные ходы в наших краях разнообразны и живучи. Первые относятся еще ко временам Белоцерковского замка - говорят, многие нырявшие у Замковой горы видели под водой кованную деревянную дверь.
А попытки найти подземелья возле замка Браницких последний раз предпринимались в 90х годах прошлого века полу-любительской полу-научной экспедицией под эгидой краеведческого музея. Ее участник Евгений Чернецкий долгие годы исследует историю нашего города, и из его книг и статей взята большая часть этих историй.
Ничего сенсационного экспедиция не нашла, но существование подземелий скорее подтвердила, чем опровергла.


Интерес к подземельям подогревается рассказами о сокровищах, которые упорно, хотя и безуспешно ищут многие поколения белоцерковчан.
В 17-18  веках искали клад Мазепы - при нем Белая Церковь четыре года (1704-1708) была правобережной столицей Гетманщины. Существуют свидетельства того времени о хранении клада в подвалах Белоцерковского замка.


А с 19 века сограждане разыскивают  клад Браницких - о нем впервые заговорили в 1825 году, когда декабрист Сергей Муравьев-Апостол повернул мятежный Черниговский полк на Белую Церковь якобы в надежде захватить сокровища графини Браницкой.

При желании можно найти аргументы в пользу существования кладов Браницких. Долгие годы они были единоличными правителями, некоронованными королями этих мест, но их огромное состояние после революции исчезло бесследно. Дворец был разграблен и разрушен в 1918 году, но нигде - ни на аукционах. ни в музеях, ни в частных коллекциях не появилось ничего из тех произведений искусства и собраний старины, которыми в начале 20 века славилась резиденция Браницких. Сокровища должны быть огромными, но пока их, видимо, никто не нашел.

Вот такой у нас парк - ад, рай  и подземелья с сокровищами.
Нам бы сюда хоть какое-то захудалое привидение для полного счастья, но чого нема, того нема.. Обманывать не буду, призраки на территории парка не замечены.

Я вас не слишком нагрузила?
А у вас как со сверхъестественным? Хвастайтесь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments

Recent Posts from This Journal