?

Log in

No account? Create an account

Швейцария: Музей дизайна Витра

2014untitled-820.jpg
 А давайте я расскажу про Швейцарию. Только у меня, как всегда, не получается сделать это системно.
После каждой поездки я решаю написать что-нибудь последовательное, серьезное и умное для Форума Винского - из голого чувства благодарности, потому что идеи и маршруты обычно берутся оттуда, и потому что это наиболее удобный и полный русскоязычный рессурс для самостоятельных путешественников. В результате каждый раз получается убогий, уродский текст, который и самой-то осилить невозможно. Все, что с ним можно сделать - это убить из жалости. Перед убийством я из него немножко надергала  - не пропадать же добру.

Начну, как всегда, со средины и с современной архитектуры - с самого необычного скопления современной архитектуры, какое мне случалось увидеть.

Музей дизайна Витра находится в немецком городке Вайль-на-Рейне это в двадцать минутах езды от Базеля.
Швейцарская фабрика Витра работает с 1957 года. Когда-то это было семейное предприятие, производившее популярную офисную мебель. И ничего здесь не было интересного вплоть до  страшного пожара в 1981 году. Фабрика за пару часов выгорела полностью, пожарные из соседнего городка просто не успели доехать. Здания удалось очень быстро восстановить за счет страховки.


Всего за восемь месяцев, в 1981 году был построен один из производственных цехов, архитектор Николас Гримшоу (это тот архитектор, который  проектировал Проект «Эдем» в Корнуоле).

2014untitled-332.jpg
Для такого громкого имени здание  выглядит откровенно скучным. Но тут дизайнеру и разгуляться особо негде. Зато за счет алюминиевого фасада и сборного  крупноблочного строительства  здание закончили в рекордные сроки. Второй  цех по  такому же  проекту был постороен в 1986 году.




map-campus
План территории, утащенный с сайта Музея дизайна.

Для строительства других зданий на территории владельцы пригласили очень известных архитекторов. Здесь есть постройки по проектам семи пулитцеровских лауреатов. Пулитцеровская премия в архитектуре - это как Оскар в кинематографе, наивысшее признание заслуг.  Так что это немерянно круто, такое скопление звездных имен вряд ли еще где-то в мире увидишь - разве что на Всемирных выставках, и только во время этих выставок.


2014untitled-285.jpg
Гулять по фабрике не пускают. Но архитектурные экскурсии по территории на английском проводятся в 12,00 и 14.00, предварительная запись не нужна, стоимость 13 евро, вместе с музеем Витра - 18 евро.
Но, ИМХО, Музей Витра - это самые напрасно потраченные деньги за всю поездку. Здание Френка Герри  много интереснее снаружи, чем внутри. В экспозиции первые образцы витровских стульев и кресел, и почему-то их нельзя фотографировать. С учетом того, что  по этим же образцам мебель производится до сих пор, можно  все это увидеть в бесплатном шоуруме. Там и сфотографировать все это можно, и посидеть на всем  - да хоть полежать.
Но архитектурная экскурсия  обязательна  - иначе зачем вообще туда ехать? На случай солнца или дождя экскурсантам выдают огромные белые зонты,  дико мешающие фотографировать.

2014untitled-517.jpg
Здание музея Витра - вещь в  себе, здание-игрушка, самое начало архитектурного стиля деконструктивизм. И первое здание Френка Герри на территории Европы.  Музей Гугенхайм в Бильбао и Дюссельдорфскую таможню Герри построил позже - и с гораздо большим бюджетом.

2014untitled-665.jpg
Сейчас здание не выглядит ни современным, ни сложным. Но отнесемся с уважением, ибо построено это было в 1989 году, еще до изобретения компьютерного проектирования. Тогда такой вывернутый фасад очень сложно было рассчитать и построить. Заодно можно полюбоваться, как далеко шагнула архитектура за последние 25 лет.
Внутри скучнее, чем снаружи.

2014untitled-294.jpg
Под стать музею  одно из производственных зданий, тоже Френк Герри, 1989 год. Из здоровенного производственного здания сложно сделать  фейерверк. Все, что остается - прилепить к нему непонятную хрень над входом для создания  формальной связи со зданием музея.

2014untitled-363.jpg
Еще одно кирпичное  производственное здание, архитектор Алвару Сиза . Чтобы  заказчики не сказали, что это слишком скучно (а оно таки выглядит скучным), ну и, наверное, чтобы освоить смету, к зданию приделали подвижный козырек  - опускают его во время дождя чтобы не увеличивать гидравлическую нагрузку на плоскую крышу, а поднимают, чтобы не загораживать вид на пожарную станцию. Ребята явно не искали легких путей.

2014untitled-330.jpg
Самое свежее здание на территории -  огромный круглый цех, архитектурное бюро SANAA, Он построен в 2010 году, но отделка стен  закончена только в 2012.

2014untitled-340.jpg
Все стены по периметру покрыты поликарбонатом - вот так, имитируя шторы. Поликарбонатные листы гнули здесь же, на предприятии, но все равно страшно подумать, сколько стоил этот архитектурный изыск.

2014untitled-338.jpg
Говорят, перед началом строительства местных жителей из близлежащих домов опросили, какой фасад они хотели бы видеть из окон - и, говорят, учли пожелания. Внутрь не пускают, но там и смотреть особо не на что - промышленный цех, разделенный на две части из уважения к немецким пожарным нормам.

2014untitled-391.jpg
Самое известное здание на территории и главная завлекалочка для туристов - пожарная станция, архитектор Заха Хадид. 1993 год, первый ее реализованный проект - до этого она неоднократно выигрывала архитектурные конкурсы с проектами, которые по тем временам просто невозможно было построить. После пожара владельцы предусмотрительно решили иметь на территории собственную пожарную станцию, и отважно согласились на абсолютно безумный проект.

2014untitled-402.jpg
Недавно отмечали двадцатилетие этой пожарной станции - на празднование приезжала Заха Хадид, и сильно удивлялась, что  здание до сих пор стоит.
Делаем скидку на то, что проекту 20 лет и он успел слегка устареть. Все равно ведь выглядит слегка сумасшедшим? Согласно архитектурной идее, здание должно производить впечатление застывшего взрыва - с некоторых точек таки производит.

2014untitled-428.jpg
Внутри здание гораздо более, чем слегка сумасшедшее - оптические иллюзии изогнутых стен и поднимающихся полов, перепады из света во тьму, пространство,  преломляющееся в неожиданном направлении и не заделанные  щели на улицу. У пожарников  крепкие нервы и хороший вестибулярный аппарат, но вряд ли даже им  было  здесь комфортно.

2014untitled-458.jpg
Несколько лет назад хозяевам надоело ждать пожар - и держать для этого постоянный штат сотрудников,  они заключили контракт с соседним городком, построив перед этим там современную пожарную станцию. Это здравая идея, потому что  локальная пожарная станция  могла бы разве что блокировать огонь на начальном этапе пожара.
А  здание теперь используется для временных выставок и пресс-конференций.


На территории есть несколько небольшие объектов -  их владельцы коллекционируют, разыскивают по всему миру, привозят из командировок и получают как подарки.

2014untitled-488.jpg
Это заправочная станция  Shell из США, архитектор Жан Пруве , типовый проект. Для того, чтобы быть хорошей, архитектуре не обязательно быть большой.

2014untitled-296.jpg
Купол Doom  - архитектор Ридчард Бакминстер  Фуллер .

2014untitled-311.jpg
Купол был построен для нужд армии в 1975 году, куплен и перевезен на территорию фабрики в 2000 году. Конструкция разборная, была запатентована в Америке еще в 1954 году. Здесь купол используют для фуршетов и выставок.

2014untitled-683.jpg
Вагончик 1968 года выпуска . Его можно считать чем угодно - хоть транспортом, хоть архитектурой Он был найден в Неваде на автомобильном кладбище, привезен в Германию, отреставрирован, и теперь в нем кофетерий.

2014untitled-288.jpg
Вот эта фигня вовсе даже и не фигня, а произведение искусства Balansing Tools, подарок владельцу фабрики от коллектива на 70-летие.

2014untitled-530.jpg
Это конференц-зал, архитектор Тадао Андо, 1993  год. Друг Френка Герри, он приехал по его приглашению,  и согласился проектировать, если ему разрешат самому выбрать место для строительства. Здание построили в черешневом саду, который при строительстве максимально сохранили - пришлось вырубить всего три дерева.

2014untitled-602.jpg
Снаружи - ничего многообещающего, даже скучно. Но это здание с секретом, большая его часть находится ниже уровня земли. внутри - абсолютно продуманное, рациональное и невероятно красивое пространство, по-разному раскрывающее себя с разных точек.

2014untitled-551.jpg
Это здание - первый проект Тадао Андо за пределами Японии. Похоже, у владельцев фабрики очень легкая рука. Сотрудничество с Витрой стало стартом карьеры для нескольких первоклассных архитекторов.

2014untitled-537.jpg
Неяркий свет, приглушенные тона, серая идеально гладкая и качественная бетонная поверхность, и  черешневые листья, случайно на ней отпечатавшиеся.
Я влюбилась в это здание. Просто невероятный дизайн - нечто абсолютно противоположное зданию Герри: там все снаружи, здесь все внутри. Противоположное даже европейскому восприятию - строгий и простой японский стиль, но абсолютно уместный и в наших широтах. И до сих пор абсолютно актуальный. Прошло 20 лет с начала восстановления  Витры - здание Герри выглядит явно устаревшим, здание Захи Хадид тоже слегка левоватым - мода на архитектуру меняется почти так же быстро, как на одежду. А это здание выглядит великолепно и невероятно современно.

2014untitled-806.jpg
А напротив огромный и бесплатный шоурум фабрики Витра Vitrahouse , архитектурное бюро Герцог и де Мерон, 2012 год -  три этажа абсолютного восторга (хотя я не уверена насчет количества этажей - их здесь можно считать как угодно).  Двенадцать отдельных зданий - архитекторы очень старались нагромоздить их как можно хаотичней, каждый из шоурумов выступает как самостоятельный элемент. Особенно красиво здание выглядит ночью, когда окна сияют, подвешенные в темном небе.

2014untitled.jpg
Говорят, по зданию можно беспрепятственно гулять круглые сутки, щупать мебель, сидеть на дорогущих дизайнерских креслах и чуть ли не оставаться на ночь чтобы протестировать приглянувшуюся кровать.

2014untitled-757.jpg
С верхних этажей еще и неплохой вид на окрестности. Отдельные шоурумы прекрасно продуманные и очень забавные. Там интересно  даже тем, кто абсолютно не интересуется офисной мебелью.

2014untitled-732.jpg
Здесь есть все, что производится -  от популярных и всем известных табуреток до дорогущих кресел.  Интересная, продуманная, местами очень забавная  экспозиция.

2014untitled-736.jpg
Вот здесь речь о вреде многозадачности - что занимаясь тремя задачами одновременно, ты делаешь в шесть раз больше ошибок.


2014untitled-735.jpg
А здесь о степени удовлетворенности своей работой. Местами очень забавно - гораздо забавней, чем обычные кресла с ценниками в обычном шоуруме.

2014untitled-733.jpg
2014untitled-696.jpg
На первом этаже кафе, где можно поесть по немецким, а не по швейцарским ценам. И просто выпить кофе и дать отдохнуть ногам - расстояния между объектами на фабрике приличные.

2014untitled-467.jpg
Новое строительство. Что здесь строится и кто автор проекта экскурсоводы загадочно молчат. Блюдут интригу.

2014untitled-752.jpg
А вот до этой вышки я так и не долезла - сил не хватило. Вышка свежайшая - 2014 года. Художник Карстен Хеллер. 30 метров в высоту - смотровая башня, часы и арт-олбъект одновременно. Часы шесть  метров в диаметре.

И даже  местная автобусная остановка архитектурная достопримечательность.    Архитектор Джаспер Моррисон звезда первой величины в современном дизайне минимализма.
Автобус № 55 из Базеля сюда ходит приблизительно раз в час от
остановки «Basel Claraplatz"

Comments

понравилась лестница про удовлетворенность работой))) я буду где-то на первых ступеньках)))
где была в Швейцарии и когда?
Я буду у подножия)). Это грустно, но это жизнь
Весной, в июне на недельку. Успела посмотреть все, кроме французской части - сколько там той Швейцарии?
я имею в виду внизу на первых ступеньках)))
Я была только в Женеве и мне показалось что скучнее города нет на свете))) может я ошибаюсь.
а в горах была?
Я тоже((
В последнее время работа не слишком радует, а с таким курсом евро скоро и кормить перестанет((
Была Цюрих-Базель-Бернский Оберленд (это 2 дня в горах, очень красиво, но там все горы какие-то не дикие - с дорожками и фуникулерами, Берн, Беллинцона, Локарно с окрестностями
очень интересно написала, даже мне совершенному профану в архитектуре нашлось много познавательного. Пост собственно очень годится для Винского, чем он тебе не алё?

мне понравилось фото с мальчиком

понравился японский шоурум и вышка. А где фото остановки?
Не, это не пост. Пост был жутко длинный и подробный - как ехала, где жила, сколько стоило. Я часто сижу на Винского - умеют же люди писать про поездку по порядку, с ценами и координатами - и это интересно читать. Я на такое не способна((. Жалко, потому что я действительно благодарна тем, кто пишет и выкладывается там - что бы мы без них делали? Может, и мое было бы кому-то полезно - я с традиционных маршрутов сходила. Но вот честно не умею((

Фото остановки пересветила настолько, что оно ремонту не подлежит((. Забываю закрывать диафрагму, когда выхожу на улицу. И я не поняла, что это такая крутая достопримечательность. Сказано же минимализм - она так и выглядела, минималистичненько
ну Винского тем и полезен - не впечатлениями, а инструкциями как быть, куда идти, на чем добираться.
цены опять же меняются постоянно. Таки ты права, этот пост не для Винского, конструктива мало )
а нам сойдет.
Пиши дальше
))) Конструктив прибит за ненадобностью
На меня, наверное, работа так влияет - когда я пишу что-то с датами и ценами, получается бухгалтерский отчет, и ничего другого
Гала, ну так дай ты этот отчет, это ж то шо людям надо. Вот скажи как бы мы были бы рады, если б нам сказали. Садитеся в автобус №, денег столько, ехать туда. Музей столько то, там то, туда ходить, сюда не ходить

я думаю что вот такой пост как ты написала, сделать гораздо сложнее чем просто фин.отчет
Чего только не придумают!
Ага))
Я котиков коллекционирую, а люди современную архитектуру. И это даже дороже, чем автомобили или драгоценности
У каждого свои интересы.)
спасибо) супер) про удивляющуюся Заху Хадид рассмеялась в голос))
Да, там забавно)
Спасибо!
Очень красиво!