?

Log in

No account? Create an account

Швейцария: Цюрих

2014untitled-365.jpg
Я  считала Цюрих скучным и чопорным городом большого капитала. Здесь четвертая, кажется, по размеру фондовая биржа в мире. Даже имя у города красноречивое: "Zu Reich" (too rich) - слишком богатый.
В жизни он оказался гораздо менее пафосным и намного более интересным.

2014untitled-51.jpg
Утро. Пограничный с Италией швейцарский городок Кьяссо. Поезд на Цюрих опаздывает на 15 минут. Тогда меня это не насторожило, а зря. Постоянно останавливаясь по  пути и пропуская абсолютно всех, поезд прибыл в Цюрих с опозданием в полтора часа. Я знала, что для Швейцарии опоздание поезда в порядке вещей . Но полтора часа - это же ужас, это ж прям как у нас в Украине. Да за это время  пол Швейцарии объехать можно.
Одно утешение что за окнами шикарные пейзажи.

2014untitled-82.jpg
Слава Богу, наконец-то Цюрихский вокзал.
Это не баба с крылышками - это Ангел-хранитель, скульптура Ники де Сен-Фалль, одна из ее Нанн, наивных скульптур, созданных под влиянием Гауди. Дорогущая скульптура  не только украшает потолок железнодорожного вокзала, но и явно указывает, что мы прибыли в город банкиров и огромных денег.

Рюкзак  - в камеру хранения. Кажется, это единственный вокзал, где поиск автомата для размена монет  не превратился в квест.  Автомат прямо возле камер, принимает франки и евро.

2014untitled-388.jpg
От вокзала иду к Гроссмюнстеру. По легенде, Гроссмюнстер был заложен Карлом Великим в 9 веке на месте еще более старой церкви. Археологические раскопки подтверждают существование римских захоронений на этом месте.

2014untitled-134.jpg
А в 15 веке отсюда (и с проповедей Ульриха Цвингли) начиналась Реформация в Швейцарии. Рядом смотровая площадка с туристами, фотографами, прохожими. Совсем немноголюдно - Цюрих по размерам как наша Белая Церковь, 366 тысяч человек.

.
Внутри Гроссмюнстера витражи Августо Джакометти - достопримечательность, указанная в любом путеводителе.  Фотография из Википедии, потому что фотографировать в Гроссмюнстере нельзя. А жалко - красивая церковь.

2014untitled-379.jpg
 Дальше, через мост виден шпиль Фраумюнстера. Фраумюнстер (женская церковь) был построен на месте женского монастыря, основанного в 853 году. А известен он, прежде всего, витражами Шагала.
Фотографировать здесь тоже запрещено.

Шагал  начал работу над этими витражами в возрасте 84 года. По его эскизам и полностью под его руководством  витражные стекла изготовили  в мастерской в  Реймсе. Необходимо было перенести на стекло мельчайшие оттенки цвета с эскизов, сделанных гуашью. Работа над витражами заняла около года.



Шагал  утверждал идею иудаизма как «отца» всех  мировых религий. В подтексте всей композиции идея равенства всех вероисповеданий. Фраумюнстер - реформаторская церковь, и эта идея вполне в русле протестантской этики.

Кроваво-красный витраж называется «Пророки»  - на нем Илия и Иеремия, желтый витраж «Сион» - на нем царь Давид и Вирсавия, а сверху небесный град, зеленый - «Иаков» - и преодоление Иаковом искушений земных, центральный синий - «Христос» - Иосиф рядом с деревом жизни и Мария с младенцем на руках. Последний синий витраж посвящен пророку Моисею.


Фотография из Википедии - три центральных витража и окно-роза.

Я не уверена, что правильно определила, где Давид и знаю, кто  такая Вирсавия. Но витражи действительно очень красивые. Особенно когда светит солнце,  и узорные тени лежат на церковном полу.
Искусство витража вообще находится в пограничной зоне между Богом и человеком, а связующий элемент - божественный солнечный свет.

2014untitled-162.jpgСледующая моя цель -  Художественный музей Kunsthaus.
У входа обязательные "Врата ада Родена". Я знаю, что все первые отливки считаются подлинниками.А потом художник может сделать еще несколько копий удачной скульптуры -  авторские копии ценятся почти так же, как оригиналы.
Но, наверное, штук пять "Врат ада" по различным музеям я уже видела - а я далеко не всегда хожу по музеям. Интересно, сколько их вообще было отлито и продано?


2014untitled-175.jpg
В Швейцарии любителям музеев есть чем себя занять.Только в компактном Цюрихе 45 музеев, не считая других достопримечательностей (даже квартира Ленина где-то сохранена - правда, не уверена, что она открыта  для посетителей),

И этот музей в пятерке лучших швейцарских музеев, по версии Лонели пленет.
К сожалению, музей не входит в Свиспас, билет стоит 15 франков зато к билету прилагается бесплатный аудиогид.
Коллекция действительно очень достойная.  Вот этого мужика узнаете?


2014untitled-177.jpg
И Кувшинки Моне - их по музеям приблизительно столько же, сколько "Врат ада Родена". Но ведь красивые же!

2014untitled-184.jpg
Аудиогид рассказывает удивительные вещи.
Вот это, например, Ротко. Оказывается, про эту картину  можно рассказывать не менее пяти минут: «Сначала вы видите просто черный прямоугольник с серой полосой, но потом происходит магия. Чем дольше вы всматриваетесь, тем сильнее вас притягивает
картина -  серый цвет начинает клубиться, и кажется, что место соединения полос живет своей жизнью". Во как. Ну, не знаю, со мной магии не случилось. Магия, видимо, явление индивидуальное, и по команде аудиогида не начинается.

А нести пургу вдохновенным голосом - основная профессиональная компетенция искусствоведов.


2014untitled-194.jpg
Или еще. Это  Джексон Поллок, и картина его - пример интуитивного письма: «Вы ощущаете силу этих линий? Вы чувствуете пульсирующую энергию этих спиралей? Вы видите на полотне борьбу двух начал?» Не, не вижу и не чувствую, если честно. Но все равно интересно.

Даже если мне кажется, что все это просто странные пятнушки, я согласна, чтобы мне профессионально объяснили, почему это шедевр.

Если вы тоже перед такими картинами задаетесь влпросом «Что за фигню мне  показывают?» - здесь хорошая (и редкая) возможность получить ответы. Почему-то все равно остается ощущение, что тебя где-то разводят.

2014untitled-183.jpg
Что можно рассказывать пять минут о квадратах Мондриана? Да ради Бога - об энергии красного цвета, о его взаимодействии с другими цветами и пространством, о черных линиях, которые энергетические узлы, о том, как Мондриан пришел к своему стилю (от вполне приличных импрессионистских пейзажей, кстати).
Очень интересно - даже если в моем пересказе это  и звучит  как бред. И на очень понятном, разборчивом английском.


giacometti-1
И в этом музее лучшая  коллекция скульптуры Альберто Джакометти. Джакометти (вы  его точно знаете) - это такие вытянутые фигуры с неровной поверхностью.
Его "Шагающий человек" - самая дорогая из всех когда-либо проданных скульптур - анонимный покупатель купил ее за 104,3 млн долларов.




Бестелесная, не имеющая веса, как из другой реальности фигура, бугристая поверхность - будто окружающий воздух разъедает скульптуру. Критики считают, что это в какой-то степени автопортрет, а также одна из лучших алегорий движения к цели.
Скульптура получила золото на  Венецианском биеннале в 1962 году, а Джакометти был признан лучшим скульптором современности.

"Шагающий человек" даже изображен на 100-франковой швейцарской купюре

2014untitled-193.jpg
Это "Колесница", тоже очень известная скульптура. Аудиогид предлагает мне, глядя на нее, ощутить присутствие божества - я уже даже и не сопротивляюсь.
Музею жирный зачет. Он прекрасный - и аудогид сильно добавляет ему шарма. Хотела бы я иметь свободный день в Цюрихе и возможность без спешки постоять перед непонятными картинами, послушать объяснения. Может что-то и почувствовала бы.

Для таких одаренных, как я:  Джакометти, который витражи в двух главных церквях Гроссмюнстере и Фраумюнстере и  Джакометти, который "Шагающий человек" -  разные люди! Витражи - Августо, Скульптор - Альберто.

2014untitled-254.jpg
Дальше гуляю вдоль берега Цюрихского озера, с дикой завистью глядя на ныряльщиков и купальщиков. В Цюрихском озере вода настолько чистая, что ее можно пить - и местные жители обоснованно этим гордятся.

2014untitled-244.jpg
И  масса возможностей для отдыха на воде. Хочешь - находишь оборудованную купальню по цене самолета, не хочешь - раздеваешься прямо на перекрестке, и с моста в воду. Завидую!

2014untitled-290.jpg
А гуляю я здесь не просто так, а по направлению к   Центру Ле Корбюзье последнему дому, построенному по его проекту (он ддостраивался уже после смерти архитектора в 1965 году).

Для меня было неожиданностью что Ле Корбюзье швейцарец - мне кажется, что его архитектура очень американская. Но он из маленького швейцарского городка Ла-Шо-де-Фон,  там гордятся земляком, охраняют и показывают туристам первые его воплощенные проекты. Свой первый дом Ле Корбюзье спроектировал чуть ли не в 16 лет, но  этих особняках еще нет ничего от настоящего Ле-Корбюзье, его невесомых, нестареющих минималистических зданий.  Все это он придумал позже.

2014untitled-300.jpg
Вот это здание. Сильно отличается от канонического Корбюзье. Обычно использовались бетон, камень, стекло - здесь металлические конструкции фабричного изготовления. И такая отдельно стоящая крыша  - новшество этого проекта. Стекло, открытая планировка, каркас - здание полностью собиралось из готовых фабричных элементов.
И все же стиль Ле Корбюзье безошибочно узнаваем.   А ему ведь  было 78 лет, когда он это проектировал.

2014untitled-311.jpg
Все авторское - вплоть до мебели и дверных ручек, все разработано под этот проект и выполнено по заказу.
И все (если отвлечься от материалов) и сейчас выглядит абсолютно актуальным,  поражает изяществом, легкостью, уникальностью и продуманностью  каждого элемента.

А вот мондриановская раскраска фасада неожиданна. Ле-Корбюзье был апологетом монохромных поверхностей, даже в теории это обосновывал, а тут эмалированные панели ярких, чистых цветов - и ничуть не выцвели за прошедшие 50 лет. Вообще-то в своих поздних работах Маэстро опровергал все, что теоретически обосновывал всю предидущую жизнь.

2014untitled-313.jpg
В здании есть небольшой музей Хейди Вебер этому зданию и посвященный, с абсолютно невразумительными часами работы.
Но особого смысла в нем я не вижу - все стены стеклянные, и, обойдя вокруг, можно рассмотреть все экспонаты. Я  даже несколько раз обошла - меня  под крышу  музея загнал внезапный ливень.

2014untitled-343.jpg
Из-за дождя Центр Ле Корбюзье стал крайней точкой прогулки,  хотя я собиралась зайти еще в шикарный Китайский сад рядом.

2014untitled-400.jpg
Обратно через смотровую площадку Lindenholf. Когда-то, в 15 году до н.э. римляне здесь организовали свой первый таможенный пост. Здесь  красиво, тихо, спокойно и цветут розы.

2014untitled-415.jpg
И даже какие-то виды на грод присутствуют, хотя и не особо мозговыносящие.
Очень славный город Цюрих - и единственный, где я успела почти все, что запланировала.

Comments

Фотографии в дождь замечательные! И Цюрих мне твой понравился.)
Спасибо!
Там - как в Питере, погода меняется несколько раз на дню, так что насмотрелась в Швейцарии я на всякую погоду))
Главное, чтобы дождь был тёплым.)
Не смотря на капиталы, Цюрих мне показался каким-то особенно домашним )))
А восприятие картин примерно такое же и у меня, но очень люблю слушать вдохновенную пургу аудио-гидов и прочих экскурсоводов и искусствоведов ))))
))) Да, это совсем небольшой город - хороший, спокойный, с настроением, без излишнего пафоса Я с каким-то предубеждением туда ехала - рада, что ошиблась
Отлично!
ты же знаешь, я в архитектуре совсем не разбираюсь, а тебя всегда так интересно читать!
"кувшинки" Монэ как-то до меня не дошли, а вот Поллок, идущий человек, колесница - очень понравились.
Витражи вообще прекрасны! И кстати, для наших кричальщиков - там тоже запрет на фото.
В доме мне понравились именно квадраты Мондриана.

очень-очень славный город и мне понравилось смотреть на него твоими глазами
Спасибо! Ты настоящий друг!
Кувшинки в жизни очень красивые. Моне, когда разбогател на старости, купил в Подпарижье дом с прудом, где росли эти кувшинки - и рисовал их всю оставшуюся жизнь. Жил он долго, поэтому кувшинок хватило на много музеев. Но они действительно классные - разноцветные полотна на всю стену. И у них всегда ставят лавочки, потому что именно возле них хочется сидеть долго и рассматривать, рассматривать)
Спасибо! Хорошо рассказали. Вместе с Вами повспоминал своё посещение этого города. Я в той церкви, где Шагал, всё расспрашивал, мол, где же здесь жил Ленин?. Да, вот там за углом. Искал, но не нашёл.
Вы так легко перечисляли разные имена-фамилии, что я удивился Вашему сомнению-незнанию Вирсавии(Бат-Шева).
Сейчас, наверное, Ленина ищут нечасто))
Забавно - там эту квартиру сохраняют, а у нас в стране памятников ему после последних событий уже почти не осталось, просто соревнование - какая область больше уронит Лениных.
За Вирсавию - мне стыдно)).

Спасибо!
Я не знаю точно, но думаю, что не квартиру сохраняют , а табличку. Что касается низвержения памятников, то знаю точно -низвергли Гитлера, Сталина, Ленина в Берлине. А Ленин и Сталин в СССР стояли на каждом углу.
В Украине Ленины достояли до прошлой зимы, а потом в революционном порыве их снесли почти всех. Остались разве что в Харькове, Донецке и Луганске. Не знаю, зачем их было трогать - в любом случае они наша история. Что в них? Смерть Кощея? Но Ленины - настолько малая часть наших жертв в этой революции, что их уже никто не считает.
Класс! Мондриан, кстати, тоже класс, я его люблю. Я к такому искусству очень просто отношусь - не надо задумываться, что это, почему и как, не надо вспоминать все, что вы уже видели и знали об искусстве. Просто смотреть, принимать и всё. А сколько это стоит - дело тех, кто это покупает.

Очень азиатский мальчик на последнем фото понравился - он в таком гармоничном диссонансе с европейскими крышами)))
Азиатские мальчики и девочки, кажется, нигде себя не чувствуют в диссонансе. Их везде много, и они везде в гармонии с собой.

Я была на выставке Мондриана в Гамбурге - к сожалению, только немецкий. Удивительно, сколько там было народу в будний день - и как подробно экскурсоводы объясняли каждую картину.
Мне кажется, экскурсии и аудиогиды нужны - и тем нужнее, чем непонятнее картины. С "Явлением Христа народу" я и сама разберусь - кто там кому явился и зачем. А на выставке Мунка я бы без экскурсовода возле каждой картины пожала бы плечами, поплевалась бы на выходе и пошла бы дальше. А с экскурсоводом зацепило.
не думала, что в Швейцарии могут опаздывать поезда:))
Я читала, что могут, но не думала, что настолько.
Но это могло быть еще и моим счастьем в этой поездке - мне дико не везло с логистикой, постоянно, каждый день, начиная от аэропорта в Милане, когда таможенник полтора часа кровь пил - и до последнего дня, когда из-за какого-то праздника отменили почти все пригородные автобусы в Локарно.
Надеюсь, это лечится.
почему он кровь пил? че хотел?
Неизвестно((
Это у меня четвертая Италия, Шенгенов вообще без счету. Но то ли встал мужик не с той ноги, то ли они так впечатлились нашим подписанием Ассоциации и ждут, что мы к ним все теперь ломанемся.
Но проверил все - все брони гостиниц, маршрут, обратный билет. И хорошо, что не полез проверять страховку - старая закончилась, за новой я сходить поленилась. Точно пришлось бы на таможне от пола отжиматься, доказывая, что я очень здоровая женщина, и меня таки можно в Италию запустить.
Фигня случается. Просто такая поездка получилась

Хотя мне еще рассказывали, что Милан иммиграционный аэропорт, и там досмотр строже. Не знаю, может и так.
Очень душевный пост получился! Такая славная прогулка :)